Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (181) → О душе

О душе

№4 (181) / 22 января ‘02

Цветник духовный

Мы часто говорим о душе, о духовной жизни. Но что же такое душа человека? Что можем сказать об этом мы, грешные люди? Обратимся же с этими вопросами к преподобному Макарию Великому, который жил в Египте в IV веке по Р.X.

По его словам, душа — это духовное творение, духовное существо, великое и чудное, это подобие и образ Божий, но вследствие грехопадения людей лукавство темных страстей вошло в душу. Душа принадлежит тому, с кем она находится в общении и единении своими стремлениями и желаниями. Поэтому, когда душа имеет в себе Божий Свет и живет в нем, украшая себя всякими добродетелями, она причастна Божией благодати и миру Христову. Если же человеческая душа имеет в себе греховную тьму, то она подлежит осуждению.

Преподобный Макарий Великий говорит, что душа очень сложна и глубока. После того как человек уклонился от заповеди Бога и подвергся осуждению гнева, грех взял его в свое подданство и сам, как некая бездна горечи, войдя внутрь, овладел душою до глубочайших ее тайников. Таким образом, душу и примешавшийся к ней грех уподобляем великому дереву, у которого много ветвей, а корни в земных глубинах. Так и вошедший в душу грех, овладев ею до самых глубин, обратился в привычку и предубеждение, с младенчества в каждом возрастает и учит худому.

Поэтому, когда действие Божественной благодати касается души по мере веры каждого и душа принимает помощь свыше, благодать согревает ее только еще отчасти. И нельзя думать, чтобы в ком-нибудь озарялась вся душа, в ней остается еще много места для порока. Человеку необходимы великие труды и усилия, которые бы действовали совместно с Божией благодатью.

Женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, о которой рассказывает Евангелие (См.: Мф. 9, 20–22), истинно уверовав и прикоснувшись к краю одежды Господа Иисуса Христа, тотчас получила исцеление, и иссяк поток нечистого источника кровей: так всякая душа, имея неисцелимую язву греха, источник нечистых и лукавых помыслов, если придет ко Христу и, истинно веруя, будет просить, то получит спасительное исцеление. Силой Иисуса Христа иссякнет, высохнет этот источник злых страстей, из которого исходят нечистые помыслы. Но никому другому, кроме Самого Господа, невозможно исцелить эту греховную язву человеческой души.

Евангельская вдова, потерявшая драхму, сначала зажгла светильник, потом привела в порядок дом и тогда, при свете светильника, нашла драхму — монету, затерявшуюся в соре, в нечистоте, в земле (См.: Лк. 15, 8–9). И душа одна, без Бога, не может отыскать и разделить свои собственные помышления. Но когда возгорится Божественный светильник веры и внесен будет свет в омраченный дом души, тогда она увидит, какие помыслы ее погребены в греховной нечистоте. Воссияет Солнце Правды в человеке — и душа увидит свою погибель и начнет борьбу с грехом и греховными помыслами. Греховные мысли — уже грех, а с грехом легче бороться, пока он еще не успел укрепиться. С греховными помыслами нужно бороться, потому что, давая им место в своей душе, мы вытесняем из нее Божию благодать и поселяем вместо нее зло.

Преподобный Макарий приводит такое сравнение. Художник смотрит на лицо человека и пишет с него портрет. Когда лицо обращено к нему, ему удобно писать его изображение, но когда лицо повернуто в другую сторону, написать портрет невозможно. Таким же образом и Превосходный Живописец Христос в душах, которые в Него веруют и к Нему постоянно устремлены, по образу Своему изображает небесного человека и от Духа Своего, от неизреченного Света Своего пишет небесный образ. А кто не устремлен к Нему непрестанно, для кого Бог не стал важнее всего на свете — Господь не пишет в нем Своего образа Своим Светом. Поэтому нам надо устремить к Нему свой взор и, по-христиански в Него уверовав, Его возлюбить. Ему доверять. Его слушать, чтобы Бог в наших душах написал Свой небесный образ. И если мы будем в своей душе носить Христа, то мы примем Вечную жизнь и еще здесь, на земле, найдем величайшее блаженство и подлинный покой душам нашим. Аминь.

Протоиерей
Борис Балашов

 
Цветник духовный

Христос у дверей твоего сердца

Иисус Христос: кто это?Для того, кто посещает или посещал уроки по Закону Божию и бывал на службах в церкви, имя Иисуса Христа хорошо известно.Господь наш Иисус Христос – Спаситель, истинный Бог и совершенный человек. Благодаря Своей человеческой природе, Он подобен нам во всем, кроме греха.

 
Цветник духовный

Православный взгляд на проблему личной жизни

Когда на то нет Божьего согласья, Как ни страдай она, любя, — Душа, увы, не выстрадает счастья, Но может выстрадать себя… Фёдор ТютчевКое-кто, прочитав заголовок этой статьи, может улыбнуться и сказать: “Личная жизнь — это разве проблема? Проблема — когда ее нет”.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс