Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (180) → Спасение детей от агрессии безнравственности – главная задача современного образования

Спасение детей от агрессии безнравственности – главная задача современного образования

№3 (180) / 15 января ‘02

Православное воспитание

В декабрe 2001 года в Уральском государственном педагогическом университете состоялись очередные, IV Екатерининские чтения. Проходившие чтения были посвящены диалогу отечественных светских и церковных образовательных традиций. Предмет диалога был профессионально интересен для педагогов и жизненно важен для всех, кто желал получить от образования необходимый образ для успешной жизни.

Значение системы образования неоспоримо для жизни человека и общества. Умение мыслить, чувствовать, желать, не взирая на препятствия, идти и добиваться успеха, – правильный образ всех этих способностей дает людям система образования. Без зрелого и совершенствующегося образования нет и не может быть зрелого, развивающегося общества. Ясная и понятная для всех мысль. Но являются ли современные образовательные технологии совершенными и гуманными в отношении человека? Вот вопрос, где нет единого, устраивающего всех ответа.

Поиск понятного и в какой-то мере устраивающего всех ответа целесообразно и разумно начинать с того, что приемлемо и очевидно для всех. Как мне представляется, позитивную установку для творческого поиска искомого ответа обозначил министр образования Свердловской области Валерий Вениаминович Нестеров. Он четко зафиксировал в своем приветственном слове участникам Чтений реальность бесспорного и очевидного для всех факта. Это то, ради чего существует система образования, а именно, ради блага наших детей.

Все на словах согласятся с тем, что образование существует ради полноты и совершенства жизненных сил наших учеников. Но в реальности мы видим другую картину. И об этом так же говорил министр образования, зафиксировав в сфере нашей культуры феномен «необразованность взрослых». Невежество взрослых, часть которых располагает властью и значительным богатством, тормозит ход благого образовательного дела.

Суть «необразованности взрослых» в отрыве их властной, коммерческой деятельности от нравственной жизни народа. К примеру, богатые и влиятельные дяди и тети, используя средства массовой информации, ведут пивную пропаганду. В результате этой пропаганды школьники и студенты не мыслят свое времяпрепровождение без пива. Врачи фиксируют подростковый, юношеский алкоголизм. Невежество взрослых агрессивно, властно.

Или вот другой пример «невежества взрослых». Невежественный чиновник от образования не отличает ценностей традиционных для России религий от враждебных нашему Отечеству «ценностей» веры тоталитарных сект. И этот невежественный чиновник разрешает миссионерам тоталитарных сект внедриться в образовательный процесс школы, вуза и пропагандировать под видом валеологии, сексуального образования разврат, под видом абстрактной, общечеловеческой любви антипатриотизм. И этот же невежественный чиновник запрещает православным людям, священникам учить наших детей вере наших отцов, дедов – тому, что является духовным величием и мудростью нашей отечественной истории.

Ясно, что наше образование надо спасать от «необразованности взрослых». Мысль о спасении духовно-нравственной сути образования была основной и в приветственном слове Высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского, которое от имени Владыки огласил на Чтениях протоиерей Петр Мангилев, проректор Екатеринбургской Духовной Семинарии. В слове Владыки Викентия была очень важная для нас мысль о том, что «невежество взрослых», их духовная пустота, а порой и развращенность сокрыта под маской благородства и просвещенности. Мы живем во времена фальсификации и лицемерия. Люди умудряются с помощью софистики и лицемерия не только подменить понятия, исказить наше восприятие, но и заставляют нас верить в то, что убиение и развращение человеческой души есть жизнь и величайшее ее благо.

В волевой жизни человека создалась опасная ситуация. Человек страстно желает спасти свою душу, ее чистоту и непорочность, ее жизнь и бессмертие от разврата и смерти внешнего мира и не может этого сделать, так как не знает, что такое спасение, во имя чего и как оно осуществляется, не видит опасности, исходящей от лицемерных и невежественных чиновников. Чтобы разрешить это противоречие между «хочу» и «не могу», надо дать человеку знание пути спасения. Надо облечь чистые, благородные жизненные силы человеческой души в форму должного социально полезного. Общество, система образования должны помочь человеку осуществить свои благие, жизненные желания.

Человек рожден для полноты и совершенства человеческого бытия. Он желает жить подлинной, совершенной, свободной жизнью. А должен жить в условиях рабской зависимости от агрессивного образа жизни, скроенного по меркам культуры «кайфа», где нравственная распущенность, сексуальная вседозволенность, табакокурение, алкоголизм, наркомания стали чуть ли не нормой поведения. Наши дети желают чистоты души и совершенства духа, но не могут встать на путь совершенства и идти по нему. Приспешники индустрии разврата похищают их для кабаков, казино, подиумов, превращая их в потребителей алкоголя, табака, наркотиков, порнобизнеса, делая из них настоящих вырожденцев, чудовищ в образе человека. Спасти детей от агрессии порочного зла – вот первейшая задача современного образования. Если мы не спасем души наших детей от агрессивного и коварного зла, то некого будет учить, образовывать. Алкоголиков и наркоманов надо лечить, преступников перевоспитывать. А если станут все таковыми, кого образовывать?

Итак, если идея спасения является сейчас важнейшей для нашего образования, то давайте осмыслим эту идею с позиции православного и научного мировоззрения. Давайте, господа учителя, уясним для себя, что есть путь спасения для современного человека, а уж потом будем передавать это знание нашим детям.

Мне представляется, что православная идея спасения является правильной, истинной идеей. В этой идее содержатся глубокие и верные ответы на многие вопросы сложного и трудного пути спасения. Но если истина уже дана нам через родное православие, то зачем нам ее искать заграницей, не следует ли приобщиться к знанию этой истины. Говоря образно, если Америка уже открыта, следует ли строить корабли Колумба и отправляться на этих кораблях ее открывать. Нет, следует сосредоточить свое внимание на правильном отношении к открытой реальности. Суть дела в том, что истина открыта, а мы закрыты для ее благодатного на нас воздействия. Проблема в нашем непонимании уже имеющейся истины. Позвольте мне как выпускнику философского факультета, преодолевающего в себе закрытость в отношении Истины Христа, изложить свое видение идеи спасения.

Спасение есть деятельный способ ухода, сокрытия от опасностей, которые угрожают жизни человека. Человек скрывается, укрывается, затаивается, прячется от враждебных его жизни сил. Человек протестует, борется, ведет войну против смертельных для него сил. Действие спасения проявляется в пассивной и активной форме.

Так как лучший вид обороны – нападение, то человек стремится перейти от пассивной формы спасения к активной. И потому он не довольствуется общими, абстрактными идеями спасения, а стремится перейти к знанию принципов своего активного, наступательно действующего самосознания.

Истина самосознания — это не знание статики, а знание динамического пути, в реальность которого мы вовлечены и пытаемся в потоке этих изменений быть не пассивной щепкой, плывущей по воле событий, а кораблем. Кораблем, на палубе которого есть капитан и команда. Капитан знает, куда плыть кораблю. Знание нашего самосознания подобно знанию нашего капитанского Я – разумной воле, принимающей решение в ходе нашего жизненного плавания.

Бесспорно, что хороший капитан должен знать устройство и возможности корабля, знать коварство и опасности морской стихии, четко представлять себе путь в порт назначения и иметь способность, несмотря ни на какие трудности (неполадки на корабле, усталость и бунт команды, непогоду и шторм, собственную усталость и болезнь) довести корабль до намеченной цели.

Бесспорно и то, что мы в развитии своего сознания должны дорастать до уровня самосознания, наше сознание должно обладать качествами капитанской воли. Если это есть, то мы способны к восприятию идеи спасения. Идея спасения для нас мертва, если мы отрицаем объективный смысл жизни (порт назначения), если мы не знаем себя, своих возможностей (устройство и возможности корабля), не знаем реальности, подлинных ценностей окружающего мира (законов водной стихии), если мы не способны быть постоянно в решимости, не смотря ни на что, осуществить объективный смысл нашей жизни (быть постоянно в сознании ответственности, обязанностей капитана). Если этих качеств в нас нет, мы закрыты для благодатного воздействия на нас знания идеи спасения. Проблема, как мы уже отмечали, в нас, в нашей закрытости, в данном случае – «закрытость» тождественна неразвитости нашего сознания, отсутствию в нас качества самосознания, «капитанского Я».

Эти рассуждения подводят нас к пониманию очень важной мысли, запечатленной в тексте Евангелия. Иисус говорит: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными». Спасает, освобождает от ига зла знание истины. Человек тогда спасется, когда он встанет на истинный путь спасения и, не сворачивая с этого пути, пойдет по нему. Человек без знания истинного пути не может спастись. И знание истины не спасет человека, если он не познает ее и не сделает принципом своей жизни. Должно соединить истину спасения с умной волей спасающегося.

На вопросы, можно ли спастись и как спастись, следует ответить: спастись возможно, если вы в своем сознании дорастете до уровня самосознания и сделаете принципом своего самосознания Истину пути христианского спасения. Вас спасет путь христианской истины, идя по которому, вы уйдете от зла и опасностей этого мира. Спастись самостоятельно от могущественных сил зла не представляется возможным. Спасает Господь, имя которому Спаситель. Но спасает Он тех, кто идет по пути христианского спасения.

Что может нас сдвинуть с мертвой точки невежества и заставить развиваться в сторону самосознания? Что может нас заставить встать на путь христианского спасения? Только одно – это знание жизненной ценности спасения. Спасение ценно, выгодно для нас. Каждый человек, не утративший вкус к жизни, поймет, что спасение – это новый горизонт его жизни, это обретение полноты и совершенства бытия, это убегание от деградации, уродства, бессмыслия смерти.

Спасение есть способ сохранения жизненных, продуктивных, творческих сил человека и способ их развития вопреки уничтожающему жизнь действию смерти. Оно есть условие для жизненного саморазвития человека и цель для гибнущего от сил смерти человека. Позитивная жизненная ценность спасения несомненна. Почему же мы не видим, что спасение ведет нас в рай, почему мы одержимы стремлением к бездне ада?

Ответ на этот вопрос дал в своем слове участникам Чтений Владыка Викентий, когда говорил о подмене понятий, о зле современного мира выступающем в одеждах добра.

«Невежество взрослых», софистика и коварство зла препятствуют нашему движению к истине спасения. Очень важно преодолеть это препятствие, иначе никогда человек не войдет в Истину спасительного пути.

Я хотел бы обратить внимание читающих не на прием, не на частный случай фальсификации ценностей нравственного образа жизни, а на эффективную технологию, целую индустрию промывания мозгов – на технологию фальсификации посредством индустрии смеха. Огромные деньги, солидные организации, уважаемые люди работают над тем, чтобы люди болели за команду КВН, устраивали аншлаг на вечерах юмора и смеха, слушали, смотрели выступления пародистов, юмористов, а в конечном итоге, чтобы был у нас пир и веселье во время чумы.

(Окончание в следующем номере)

 
Цветник духовный

Святой Праведный Алексий Московский (Мечев). Из духовных поучений

Мы живем в трудную эпоху, когда борьба добра и зла, борьба за православную веру в Истинного Бога, за христианские духовные ценности достигла чрезвычайной остроты. Христианская жизнь есть брань с духами злобы поднебесной, но кажется, что в наше время зло вышло из подполья и бесстыдно заявляет о своей победе над добром.

 
Православное воспитание

Педсовет одной из екатеринбургских школ отказал православному священнику в проведении факультативных занятий с детьми

Екатеринбург, 11 января. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия при Кафедральном соборе во имя Иоанна Предтечи действует небольшая миссионерская группа.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс