Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №36 (177) → Слово на Новый год. Архиепископ Херсонский Иннокентий

Слово на Новый год. Архиепископ Херсонский Иннокентий

№36 (177) / 22 декабря ‘01

Цветник духовный

Сие глаголю, братие, яко время сокращено есть прочее… преходит бо образ мира сего. (1Кор.7:29–31)

Печальная обязанность проповедника! В то время, как вы со всех сторон окружены благожеланиями и приветствиями; когда и сердце, и слух ваш ничего не желали бы видеть и слышать, кроме одного приятного; — в то самое время мы, следуя примеру Апостола, должны сказать вам другое, должны напомнить, что время жизни нашей сократилось; что все мы ближе подошли к тому грозному пределу, от коего нет возврата, за которым или вечная награда, или потеря бесконечная. Сие глаголю, братие, яко время сокращено есть прочее!…

Впрочем, если подумать хорошо, то чем бы сей вести быть печальною для христианина? — Печалится ли любимый, находящийся в дальней стороне сын, когда ему напоминают о возврате в дом отеческий? — Сетует ли узник, когда узнает, что время заключения его сократилось? Досадует ли больной, когда видит, что час его выздоровления приближается? — Что же, братья, все мы здесь на сей земле, как не пришельцы в земле чуждой, как не узники плоти и крови, коим предлежит изыти на свободу духа, как не тяжело больные, коих ожидает выздоровление? Значит, если возвещаемая нами весть о сокращении времени и жизни прискорбна для кого-либо, то для тех, кои забыли о своем отечестве, не помнят своих уз, пристрастились к своей болезни.

Что причиною такого превращения вещей? — Мир с его благами, земная жизнь с ее чувственными радостями, плоть и кровь с их прелестями… Так, образ мира жизни, плотских удовольствий — прелестен для тех, коих очи ослеплены самолюбием и суетою; но подойдите к сему образу поближе, рассмотрите его повнимательнее: что увидите? — Это истукан Навуходоносора, у коего глава златая, грудь, руки и перси серебряные, чрево и стегна медяны, голени железны, а ноги — скудельны! Является, по выражению Пророка, камень без рук, приходит какой-либо внезапный противный случай, — и истукан падает; злато, сребро, медь и железо — стираются в прах. Видех, говорит Псалмопевец, нечестивого превозносящася, и высящася яко кедры Ливанския. — И мимо идох, и се не бе; взысках его, и не обретеся место его (Пс. 36:35). Вот история сынов счастья! И как часто повторяется она! — Соломон не поверил было некогда бренности и пустоте благ земных, и думал, вопреки всеобщему опыту, найти в них покой душе своей. К чему он не обращался за сим? — Обращался к богатству и стяжаниям; строил дома, насаждал вертограды, отправлял на край света торговые флоты. Корабли привозили без счета злато и серебро, но ни разу не могли привезти Соломону спокойствия. Обращался к чувственным удовольствиям; забывал среди них и величие царя и достоинство человека; но не мог забыть своей совести. Плоть дремала на роскошном ложе, а сердце бдело и болело; вокруг него все цвело весельем и радостью, а в нем была суета и крушение духа. Обращался наконец к мудрости; ум Соломона обнимал все от кедра до иссопа, от бега светил небесных до незаметного следа змеи на камне. Что же принесла Соломону и мудрость земная? — То же, что и прочие блага. Уразумех аз, говорить он, яко и сие тоесть, мудрость, есть суета и крушение духа; и приложивый разум, приложит болезнь (Еккз.1:18). После сего, не вправе ли мы, братья, весь обольщающий нас мир сравнить с оною храминою Сарданапаловою, в коей внезапно явившаяся рука написала на стене оные страшные слова: Мани, фекел, фарес (Дан.5:25)? Там нужен был пророк, чтобы изъяснить написанное; а здесь указание так ясно, что его может видеть и понимать малое дитя. В самом деле, как ни измеряйте величие и блага мира, найдете, что они кратки и скоропреходящие: мани! Как ни взвешивайте их, они всегда окажутся легки и пусты: фекел! И как ни помножайте их, всегда выйдет в конце, что они рассеяться должны и перейти из рук ваших к другим: фарес! Другими словами: все, что в мире, есть суета сует, и всяческая суета.

Сынове человечестии, восклицал некогда пророк, имея в виду сию бренность благ земных, сынове человечестии, доколе, убо любите суету и ищите лжи! (Пс. 4:3). Суета крушит дух, томит сердце ваше; а вы любите ее! Ложь и так отовсюду окружает, преследует вас; а вы ищете ее! Сынове человечестии доколе любите суету и ищете лжи!

Если бы, впрочем, мир и не был так бренен с его наслаждениями и своим непрестающим коловращением, не препровождал нас к исканию единого на потребу, то собственная наша жизнь своею бренностью должна удержать нас от пристрастия к земному и заставить воздыхать о вечном. Пророк не напрасно сравнивал жизнь человеческую с паутиною: дни лет наших, яко паутина! — Посмотрите на работу паука! Сколько труда, терпения, узоров, соображений! Но приходит дуновение ветра, и работа лежит вместе с художником долу. Не так ли разрушаются и планы многих честолюбцев и замыслы многих любостяжателей? — Даже, если продлить жизнь нашу до последних пределов её; то далеко ли море, в которое неминуемо должен впасть сей проток?

Сие убо глаголю, братья! Для чего глаголю? — Да требующие мира, яко не требующие будут: — чтобы те, кои благословенны здесь дарами счастья, не забывали, что все это дано на время, с условием, с отчетом; и потому, пользуясь благами мира, старались бы о снискании благ высших вечных. Для чего глаголю? Да плачущиеся яко же не плачущиеся будут; дабы те, коим суждено здесь идти по жестокому и тернистому пути, не унывали под тяжестью искушений, памятуя, что и печали здешние, так же как и радости, не только на время, но и на пользу нам, и, перенося их в терпении, устремляли чаще взоры туда, где нет ни печали, ни воздыхания. Для чего, наконец, глаголю? дабы все мы проводили жизнь так, как прилично странникам и пришельцам, взыскующим горнего града, емуже художник и содетель Бог (Евр.11:10). Аминь.

 
Цветник духовный

Святой праведный Алексий Московский (Мечев) Из духовных поучений

«Как мы оскорбляем Господа, попирая все святое, не боимся предстать Господу. Вертится человек в суете, но когда настанет последняя минута, видит, что все кончено, возврата к жизни нет, все, чем наслаждался, делается противным.

 
Цветник духовный

Надо ли праздновать 1 января? Протоиерей Александр Шаргунов

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы молимся Господу накануне Нового гражданского года, и это правильно. Некоторые считают, что в этом событии не надо участвовать православным. «Это нас не касается, — говорят они, — у нас другое время, и Новый год может наступить по старому стилю только 14 января».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс