Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (176) → Профессор В. Певницкий. Из слова против нарушения постов

Профессор В. Певницкий. Из слова против нарушения постов

№35 (176) / 15 декабря ‘01

Цветник духовный

Мы забываем или перестали соблюдать посты, предписываемые церковью. Уставы церковные указывают нам, когда нам нужно воздерживаться от мяса, сыра, рыб и елея. Мы хорошо знаем это, но многие из нас не обращают на эти уставы никакого внимания и с пренебрежением относятся к ним. Едва ли не для большинства целый год — одна сплошная неделя, в которую полагается разрешение на вся, и наш стол во дни великого поста не отличается от стола во дни так называемого мясоеда. И если бы восстал из гроба кто-либо из благочестивых предков наших и увидел, как и чем питаем мы себя во дни великого поста, он с прискорбным недоумением спросил бы нас: «таков у вас великий пост? Куда же девалась прежняя строгость жизни? Куда девалось прежнее благоговение к уставам церкви о посте, ненарушимо блюдомом нашими дедами?» — В самом деле, куда девалось это благоговение к уставу церкви о посте, при котором русский человек прежде боялся осквернить себя в постные дни скоромною пищею? Много ли ныне семейств, в которых бы помнили постные дни и стеснялись нарушать устав церкви о постах? Много ли людей, остающихся верными заповеди церковной, заветам и преданиям отцов наших? Прежде только люди из высшего круга, возросшие под влияниями, чуждыми церкви православной, дерзали попирать ногами заповедь церковную о постах, — и народ смотрел на них, как на отщепенцев, утерявших тот дух, каким жила святая Русь. А ныне из тесных кругов, удалившихся от почвы народной, эта вольность, дозволяющая дерзкое нарушение поста, распространилась чуть не повсюду, и замечается в самых низменных слоях, чуждых не только западного, но и всякого образования.

Что же? Так тому и быть? И церкви и её представителям равнодушно смотреть на это неуважение к её уставам и молчаливо мириться с тем, что вопреки её прямой воле вводит в жизнь растлевающий дух века?

Нет? этого не должно быть.

Воля церкви, — нашей попечительной матери, — выразившаяся в её уставах, должна быть священна для нас, и свято должна быть соблюдаема всеми её чадами, и большими и малыми, и знатными и незнатными. Что мы представляем из себя, когда позволяем себе небрежно относиться к её установлениям и без всякого стеснения нарушаем их? Представляем своенравных, непослушных, грубых детей, заслуживающих наказания. Многие из вас сами имеют детей. Что подумали бы и сказали бы вы о ваших детях, если бы, в видах их пользы и упорядочении их жизни, вы сделали известное распоряжение и указали им, что они должны делать, а они не обратили на это никакого внимания и, во вред себе, стали поступать по-своему, наперекор вам? Как бы вы посмотрели на это? Не было ли бы это печалью и глубоким оскорблением для вас?… Не такое ли оскорбление нарушением постов и мы наносим церкви, пекущейся о нашем спасении и для нашего духовного блага вводящей посты в порядок жизни нашей? Как можем, как смеем мы ни во что ставить её волю, устрояющую наше спасение?

Вы скажете: «заповедь о постах — заповедь не важная, и не от неё зависит наше спасение. Брашно нас не поставляет пред Богом (1Кор.8:8). Нужно быть честным, добрым человеком, благожелательным к другим: это гораздо важнее, чем есть скоромную или постную пищу»’. Мы охотно и вполне признаем важное значение честности и добродетели в деле нашего спасения, но не видим нужды идти отсюда к унижению, и тем более к отвержению постов. Будьте добрыми и честными людьми. Скажем более: вы должны быть добрыми и честными людьми. Этого требует от нас закон Божий. Но будьте вместе с тем и добрыми христианами; а такими вы не можете быть, если не будете исполнять требований церкви. Устав церкви, предписывающий нам посты, служит раскрытием того же закона Божия, который требует от нас всякой добродетели. Потому подобает сия творити и онех не оставляти (Матф.23:23). Брашно нас не приближает к Богу, говорите вы. Положим, так: но зато несомненно удаляет нас от Него наше противление церкви, наше нарушение поста вопреки её воле, а при этом теряет значение и наша честность и наша добродетель. Вам кажется малою заповедь о постах. Но кто уполномочил вас различать между заповедями церковными, и одни считать малыми, а другие великими? Малых заповедей нет между церковными установлениями: они все равно важны, все равно обязательны для нас, все связаны единою Волею, их давшею и их утвердившею. И если мы согрешим в одном чем-либо, хотя бы, по нашему, неважном, мы будем виновны пред волею Законодателя, как преступники закона. Иже весь закон соблюдет, говорит апостол, согрешит же в едином, бысть всем повинен (Иак.11:10).

Среди нашего поколения распростра- няется болезнь, болезнь опасная и гибельная. На церковном языке она называется теплохладностью и состоит она в холодности и равнодушии к вере и ко всему, что касается веры и церкви. Мертвеет святое чувство, привязывающее нас к Богу, источнику нашей жизни, иссыхает дух, как сохнет тело у чахоточного. А люди в самообольщении думают, что они и здоровы и крепки и далеки от всякой опасности. Пренебрежение к заповеди о постах — начало и один из признаков этой болезни. Присмотритесь внимательнее к себе, вы, ни во что ставящие посты наши. Не разлилась ли в вас та опасная болезнь, которую мы только что назвали? И знайте, что зараженным этой болезнью Господь угрожает конечным отвержением, как говорит в Откровении святой Иоанн Богослов. Свидетель верный и истинный: вем твоя дела, яко ни студен еси, ни тепл… изблевати тя от уст Моих имам. Зане глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую, и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг (Апок.3:15–17).

Чего желает святая церковь, когда приглашает нас поститься в известные дни и времена года? Ничего иного, как только споспешествовать нашему спасению. При безостановочном течении времени, суета житейская, приковывающая нас долу, подобно водовороту, увлекает нас, куда, мы сами не знаем. Неустанные хлопоты о поддержании жизни нашей и семейств наших, о приумножении достатков наших поглощают все наши силы и помышления. С другой стороны. удовольствия и развлечения, которым мы готовы предаваться до самозабвения, рассеивают дух наш и не дают ему нужного сосредоточения. Чувственность, живущая в теле нашем, заявляет все большие и большие требования и порабощает себе нашего духовного человека. К тому же незримою сетью опутывает нас и не дает нам возвести и очей на небо тот враг, который прельстил Еву некогда. Нам угрожает забвение о духе и его святых потребностях, о нашем высшем небесном происхождении и назначении. И вот церковь, на протяжении годичного круговорота времени, расставила посты, как спасительные вехи, которые предохранять должны нас от блуждания по путям, удаляющим нас от той цели, к которой нам нужно стремиться. Они напоминают нам о том, что мы должны сдерживать пожелания нашего плотяного человека, чтобы дать больше свободы человеку духовному, внутреннему (2Кор.4:16). Оставлял нас среди наших житейских забот и праздных удовольствий, которым мы расположены предаваться дни и ночи, они говорить нам о нашем высшем долге, о наших духовных обязанностях, и к ним склоняют наше внимание. Не церковь виновата, если эта святая цель не достигается нами и посты не производят на нас своего спасительного действия. Они не производят такого действия потому, что мы не хотим знать их и служим плоти, исполняя похотения своего чувственного сердца. Если вы это постоянное служение плоти считаете своим законным состоянием, — живите для тела и его удовольствий, но помните, что живя так, вы далеко уклоняетесь от пути спасения и приближаетесь к пучине, в которой можете погрязнуть вместе с телом, ныне вами так лелеемым.

Вы скажете, что вы не можете поститься по немощи своей и сошлетесь на то, что постная пища вредна для вашего здоровья. Если болезнь, этот оброк греха, действительно удручает вас, церковь снисходит к вашей немощи; она разрешает пост для болящих. Но вы, носящиеся с своими немощами, больны ли на самом деле? Так ли больны, что не можете поститься? Часто на эти немощи, вызывающие нарушение поста, ссылаются люди утолстевшие и разжиревшие. Какое значение в подобных случаях могут иметь ссылки на немощи телесные? И кого обманывают такие люди? Себя или Всеведущего?… Нужно помнить притом, что пост не враг, а матерь здоровья, и не от воздержания расстраивается оно, а скорее от объедения и излишеств. Недаром и врачи больным и начинающим выздоравливать предписывают строгое воздержание в пище. Для вас, для вашего здоровья вредна собственно растительная постная пища? Часто слышатся ныне такие извинения уклонения от соблюдения постов. Но не пустая ли это отговорка? Строение нашего тела у всех одинаково; а наше тело, по исследованиям ученых, своим устройством приспособлено больше к растительной, т.е. постной пище, чем к животной. Мы не созданы для того, чтобы, подобно хищным зверям, пожирать другие живые существа. Господь при творении дал нам в снедь только всякую траву семенную, сеющую семя, и всякое древо, еже имать в себе плод семени семенного (Быт.1:29). Так было в раю до грехопадения. И после грехопадения Господь не дает Адаму благословения есть животных: Он повелевает ему снедать только землю, т.е. все растущее на ней, всякую траву сельную, и хлеб, возделываемый им в поте лица своего (Быт.3:17–19). Уже после потопа человеку разрешено употреблять в снедь, кроме зелья травного, всякое движущееся, еже есть живо (Быт.4:3), и человек постепенно начал привыкать к этой новой пище. Таким образом, употребление мясной пищи не исконное требование нашей природы, а наша прихоть; это привычка, не прирожденная нам, а нажитая с годами, подобно многим другим привычкам и прихотям, искусственно привитым нам и идущим из поколения в поколение.

Пожертвуем прихотью для нашего спасения. Эта прихоть без всякого труда может быть ограничиваема нами, и мы можем отказываться от яств, требуемых ею, если не навсегда, то на более или менее продолжительное время, без всякого ущерба для своего здоровья. Пища растительная, как более естественная нам, больше может укреплять наше тело и предохранять его от болезней, чем пища животная, не изначала данная нам, но впоследствии введенная в наш домашний обиход, и это, на основании опыта, готовы подтверждать врачи, подвергавшие вопрос об этом обстоятельному нарочитому исследованию. Но здесь не место разбирать вопросы врачебной науки. Вспомним только, что прежде потопа, когда люди питались только зельем травным, они жили век Мафусаилов, считавшийся столетиями, и после потопа, когда они стали поддерживать себя мясною пищею, сократился век человеческий, и вместо столетий люди стали жить десятилетия. Посмотрим на открытое для всех и неученых, свидетельство нынешней жизни. Сравните прежнее поколение, строго блюдшее посты, и наше поколение, в котором многие и дня не могут провести без мясных снедей; сравните наш простой народ, редко употребляющий мясные снеди и еще не забывший постов, и нас, городских жителей, тяготящихся постами. На чьей стороне крепость тела и бодрость сил? Ответом на это служат частые жалобы на то, что слабеет и хилеет наше поколение, в особенности городское, и мы, считающие необходимым для себя и в посты подкреплять себя мясными снедями, более нуждаемся во врачах и врачествах, чем люди, никогда не нарушающие заповеди о постах. Подвижники жили сотни лет безболезненно, и их жизнь была постоянным и строгим постом. Итак, не бойтесь поста: он не расстроит вашего здоровья, а скорее укрепит его; он не сократит дней жизни вашей, а скорее продлит их. А между тем сколько живых существ, нами истребляемых и пожираемых, наслаждались бы благами жизни и благословляли бы Бога, если бы мы все свято соблюдали заповедь Господню о постах во все дни, указанные нам церковью!

Примите, братья, с любовью наше слово о постах. Может быть, оно было пространно сверх меры и утомительно для вас. Но мы не все сказали, что хотели, и что можно сказать против нарушения постов церковных, и надеемся, что ваша вера дополнит недосказанное нами. Может быть, оно было жестоко для вашего слуха, ждущего от нас слова мягкого и услаждающего. Мы говорили не от себя, а именем церкви, допускающей нас на эту священную кафедру. Ценя и принимая наше слово, не как наше, а как слово церкви, блюдите пост, храните эту «драгоценность отцов». Храня это дорогое наследие, вы не расточите сокровищ души своей, а преумножите их. А утеряв его, можете дойти до такого состояния, что окажетесь и нищими, и бедными, и нагими. Аминь.

 
Жизнь Епархии

В Крестовоздвиженском монастыре Екатеринбурга проходят огласительные беседы для взрослых

Екатеринбург, 10 декабря. По благословению архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия каждую неделю в Крестовоздвиженском монастыре Екатеринбурга проходят занятия воскресной школы для взрослых.

 
Темное наступление

Православные одесситы помешали Кашпировскому

Целую серию пикетов провели в центре Одессы активисты местных православных движений «Единое отечество» и «Русский блок» против визита Анатолия Кашпировского, сообщает «Благовест-инфо»Как сообщила пресс-служба движения «Единое отечество»

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс