Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (162) → Отдать душу свою во искупление многих. 19 августа — Преображение Господне

Отдать душу свою во искупление многих. 19 августа — Преображение Господне

№21 (162) / 1 августа ‘01

Церковные праздники

С престольным праздником!

Преображенский храм Екатеринбурга,
Преображенский приход пос. Пелым,
Преображенский монастырь г. Каменск-Уральского,
Преображенский храм Свято-Николаевского монастыря г. Верхотурья

Шел последний год трехлетней проповеди Иисуса Христа и тридцать третий от рождения Его. Приближаясь к вольным страданиям во искупление грехов рода человеческого Иисус начал подготавливать учеников Своих к мысли о Своей смерти и предстоящей разлуке с ними, говоря, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников. И быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16, 22–23). Слова Спасителя сильно опечалили учеников и особенно апостола Петра, который начал прекословить Господу, говоря: «Будь милостив к Себфе, Господи! да не будет с Тобою этого. Он же, обратившись к нему, сказал: отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн! ибо думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16, 22–23).

Спустя шесть дней после изложенных событий, Господь в сопровождении учеников и множества народа отправился из области Кесарии в пределы Галилеи. День уже склонился к вечеру, когда они достигли подножия горы Фавор. Имея обыкновение удаляться ночью от народа и учеников для уединенной молитвы к Богу Отцу, Иисус Христос и на этот раз оставив народ и, взяв из учеников только самых близких и верных: Петра, Иакова и Иоанна, восшел с ними на вершину горы и здесь, отойдя от них на небольшое расстояние на возвышенный холм, предался молитве. Три же апостола, утомившись от восхождения на гору, уснули.

Господь, желая пред вольными страданиями и смертью явить ученикам славу Свою, взял на гору Фавор не всех учеников, но троих. Потому что среди них находился Иуда, недостойный этого божественного видения. Долготерпеливый Владыка, покрывая грехи всех людей, не захотел обличать недостоинство Иуды, чтобы не дать ему повода к большему падению по слову Писания: не обличай злых, да не возненавидят тебя.(Притч.9, 8), к тому же Иуда был весьма нерадив к молитве и ленив. И желал предаться безмятежному сну у подножия горы. Ибо ленивый и сонный нерадит к подвигам благочестия.

Для Господа, явившегося в Своем Преображении предметом благоговейного восторга для ангелов и человеков, было достаточно, чтобы из живущих на земле только трое видели славу Его и были свидетелями ее. Ибо три апостола в очах Божиих были достойнее всех племен и народов. Ибо один праведник имеет пред Господом несравненно большее достоинство, чем множество грешников. Ибо один творящий волю Божию, лучше и многоценнее многих десятков тысяч беззаконников. И потому только три апостола были взяты на вершину Фавора для лицезрения славы Божией. Ибо их троих не достоин был весь мир.

Господь избрал для видения славы Божией только тех, в ком видел начатки трех основных добродетелей: веру, надежду, любовь. В Петре Он видел искреннюю веру, ибо он прежде всех исповедал: Ты еси Христос, Сын Бога живого (Мф. 16, 16). В Иакове — надежду: он первый из двенадцати апостолов преклонил под меч свою главу. В Иоанне — любовь: он был любимейший ученик Господа, нареченный в сыновья Пречистой Деве Марии. Был девственник по плоти, о которых сказано: блажени чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).

Господь возводит учеников для молитвы на высокую гору с той целью, чтобы возвысив их от земных низин к Небесной высоте, преподать всем таинственным образом урок, что желающий сподобиться откровений Божиих и видеть славу Его, должен оставлять в небрежении земные пристрастия и желать благ небесных и горних. Ибо если кто не возвысится над земными пристрастиями, тот не достоин видеть подобные откровения по слову апостола: вышних ищите, где еси есть Христос. Горняя мудрствуйте, а не земная, где живот ваш сокровен (Лк.14, 22). Ибо ходящий в низине не может далеко видеть. Восшедший же на высокую гору без затруднений окидывает взором далекие пространства. Ибо заботящийся лишь о настоящей жизни, как может понять сладость будущих небесных благ? Взойдя же на гору богомыслия, он познает и видит умом, как глазами, даже и то, что превыше небес. Как пресмыкающиеся по земле гады и живущие на ней животные не могут взирать на солнце, так и ум человека, погруженный в земную суету, не может видеть славу Божию и озаряться светом благодати Ее.

Господь возводит учеников на высокую гору затем, чтобы научить их богомыслию и вместе с тем трудолюбию. Ибо без труда нет возможности взойти на высоту славы Божией. Высота горы — образ богомыслия, а восшествие на гору — указание на труд. Хорошо возносить ум к Богу, но не следует оставлять и труда, поскольку добрые дела достигаются большим трудом. Ум видит Бога, а труд приводит к видению славы Божией. Ум покоряется Христу, слушая и поучаясь в заповедях Его, труд носит иго Христово, ходя во след Его. Богомыслие наслаждается внутренним зрением Христа, а трудолюбие привлекает к себе взоры Его, ибо сказано: виждь смирение мое и труд мой (Пс. 21, 18).

Быть видимым Христом не меньшее благо, чем видеть Его Самого. Обе эти добродетели — богомыслие и трудолюбие для желающего достигнуть небесных благ и радостей, так же необходимы человеку, как птице крылья. Птица с одним крылом не может летать, так и человек лишь с одной из добродетелей не может вознестись на высоту спасения. Ибо Богомыслие без трудолюбивой жизни не приносит пользы человеку. С двумя крыльями — двумя добродетелями: богомыслием и трудолюбием, каждый может взойти на мысленный Фавор, чтобы вечно видеть славу Божию.

Господь возводит на Фавор учеников Своих ночью с той целью, чтобы научить их во время молитвы не думать ни о чем земном, но устремить свой ум и сердце к небу. Ибо ночь есть такой учитель, который научает людей разуму Божию. Ибо ночь научает познавать суетность забот житейских и дел, прогневляющих Бога. Все живущие в земных низинах ночью подобны мертвым. Ибо все видимое днем, ночью покрыто мраком. Богато обставленные комнаты и прекрасные здания ночью становятся похожими на гробы. В ночной тьме золото и драгоценные камни ничем на отличаются от меди и простых камней.

Ничто, находящееся на земле, не может доставить человеку ночью наслаждаться своей красотой. И только небо, украшенное звездами, как жемчугом, доставляет наслаждение смотрящим на него. Ночь таинственно поучает каждого богоугождению. Чтобы презирали все житейские блага, приносящие лишь временное удовольствие. Презирали их, как не имеющих ничего истинного и покрытых смертной сенью. Чтобы только ум один созерцал небесные блага. И тогда откроется взору каждого свет благодати Божией. И человек исполнится духовной радости от сладости созерцания откровений Божиих.

Отойдя от учеников на возвышение, Господь предался молитве. Три же апостола, утомившись от восхождения, уснули. В это время, когда близился рассвет, Господь Иисус Христос преобразился, блистая славой Своего Божества. По Его велению Ему предстали два пророка — Илия и Моисей, которые стали беседовать с Иисусом о предстоящих страданиях в Иерусалиме и смерти. Эта беседа и особенное проявление Божественной силы пробудили от сна апостолов. Увидев неизреченную славу Господа — лицо Его, сияющее, как солнце, одежды, блистающие белизной, как снег, и двух мужей, стоящих рядом и говорящих с Ним, апостолы пришли в смятение и ужас. По откровению Св. Духа, они тотчас узнали в мужах Илию и Моисея и поняли, что беседа идет о вольных страданиях Христа. Внимая ей, апостолы стояли с трепетом, наслаждаясь в то же время зрением славы Божией насколько это было возможно для их телесных очей. Сам Господь явил им славу Свою в той степени, в какой может видеть Ее земной человек и не лишиться зрения. Ибо смертному человеку недоступно лицезрение невидимого и бессмертного Божества.

Когда беседа Христа с Илией и Моисеем подходила к концу и апостолы по внушению Св. Духа узнали о скором отшествии их, апостол Петр проникся скорбью, что пророки хотят уйти и скрыться из глаз их, с дерзновением сказал: Наставниче! Хорошо нам быть здесь. Сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илие (Лк. 9, 32) Когда же говорил он это, явилось облако, представившее Христу обоих пророков, чтобы вновь по велению Божию взять пророков и отнести каждого в его место. Еще более устрашились апостолы, когда приближась к Христу, вошли в самый облак и услышали голос глаголящий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте! (Лк. 9, 35). При этих словах апостолы от великого страха утратили всякое присутствие духа и пали ниц, распростершись. И в то время, когда они пали, слава Господня, а вместе с ней и пророки, скрылась от них. Открыв глаза, апостолы увидели уже одного Иисуса, наступил рассвет, и они стали спускаться с горы. Дорогой Господь заповедал им никому не говорить об увиденном до той поры, пока Он, по страдании и смерти, не воскреснет в третий день из гроба. И они умолчали о том. И никому не сказали того, чего удостоились видеть.

Не для Себя и славы преобразился Христос, просветив лик Свой и одежды, как солнце. Ибо не имеющий в себе никакой тьмы, не нуждается в просвещении. Он преобразился ради нас грешных, чтобы просветить нашу тьму и преобразить нас из рабов греха в истинных рабов Своих. Преобразить из сынов гнева — в возлюбленных сынов Своих. Целью пришествия Христа, которую Он и осуществил, было обращение нас в детей Божиих. Ради этого Он воплотился от Пресвятой Девы и Духа Святого. Ради этого приял образ раба и понес всякий труд ради того, чтобы обновить в нас, как сынах, погибший образ Отчий. Чего ради спасения человека Господь не сделал и не делает? Ради него Он создал небо и землю. Создал озера, моря и реки, и все что в них.

Ради человека Он днем и ночью освещает светилами небо. Ради человека посылает дождь, росу и снег. Ради человека насаждает и взращивает всякие деревья и злаки. Насаждает и дает человеку, чтобы он не терпел ни в чем недостатка. Для имеющих грехи, Он соделывается Агнцем, чтобы быть закланным за нас. И всем бывает неизменен, пребывая в естестве Своем. Ибо сказано: не для того пришел Сын Человеческий, чтобы Ему служили. Но чтобы послужить всем и отдать душу Свою во искупление многих (Мф. 20, 28). Все Он делал и делает ища не Своего, а нашего блага, чтобы мы, познав Его непрестанные благодеяния, прониклись благодарностью и преобразились из грешных в праведных. И на Фаворе Он преобразился ради нас же, чтобы мы знали об уготованной нам небесной славе. Он преобразит тело смирения нашего, которое бы в день воскресения соответствовало телу славы Его в бесконечном царствии Его, уготованного от сложения мира для любящих Его. С ними да сподобит и нас грешных милосердием Своим благодати лицезрения Своего.

Георгий Звонарь,
Екатеринбург

 
Церковные праздники

Три Спаса — три праздника, обрамляющих успенский пост

Три праздника — Всемилостивому Спасу (он называется в народе «медовый Спас»), Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (так называемый «яблочный Спас»), перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа

 
Церковные праздники

Почему в праздники Преображения освящают фрукты?

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.Этот обычай — священный и знаменательный.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс