Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (162) → Митрофорный протоирей Владимир Зязев: «Из 260 храмов епархии Церкви не принадлежит ни один…»

Митрофорный протоирей Владимир Зязев: «Из 260 храмов епархии Церкви не принадлежит ни один…»

№21 (162) / 1 августа ‘01

Время собирать камни

…Вопросы собственности — вопросы далеко не новые в нынешней российской действительности. В ходе приватизации в собственности оказались крупные промышленные предприятия, заводы, фабрики, кафе, кинотеатры, магазины, и даже — месторождения полезных ископаемых. Что касается граждан, то многие приватизировали в частную собственность свои квартиры.

Логично было бы думать, что подобным образом обстоит дело и с недвижимостью, ранее принадлежавшей Русской Православной Церкви. Ведь одних только церквей, согласно отчету обер-прокурора Святейшего Синода, в России к 1908 году насчитывалось 51413! И это — не считая некультовых зданий и сооружений: больниц, библиотек, православных приютов и другого недвижимого имущества.

Как известно, в 1917 году все имущество Православной Церкви было национализировано и фактически перешло в собственность государства. В последнее десятилетие ранее национализированное вновь стали передавать верующим. Но, как оказывается, в собственности Русской Православной Церкви нет на сегодня ни единого храма. Все то, что передается, передается всего лишь в пользование. И это — далеко не единственная существующая на сегодня проблема.

О том, с решением каких вопросов в этой области приходится сталкиваться Православной Церкви сегодня, в интервью нашей газете рассказывает Первый помощник Правящего Архиерея, митрофорный протоиерей Владимир Зязев.

Отец Владимир, расскажите, пожалуйста, о том, какова ситуация вокруг передачи культовых зданий и сооружений, принадлежавших Екатеринбургской епархии ранее.

— Положение здесь, и нужно прямо об этом заявить, тревожное и очень-очень непростое. Судите сами: на сегодня из 250 храмов, ранее принадлежавших Церкви, в собственность епархии не передано ни единого. В этой связи я всегда привожу такой пример: если сегодня кто-то приедет в Россию из-за рубежа и докажет, что какой-либо дом принадлежал его предкам, то он получит его обратно. Если это по каким-либо причинам невозможно — получит компенсацию.

Церкви же — из того, что в 1917 году было национализировано государством, на сегодня в собственность не передано ничего. Нам передают (если что-то и передают) всего лишь в пользование, но никак не в собственность.

Что касается передачи в пользование, то на сегодня в Екатеринбурге и области есть множество зданий и сооружений, ранее принадлежавших Церкви. Причем как храмовых, так и не храмовых. Однако за последние два года даже в пользование нам не было передано ничего.

Есть случаи прямо-таки парадоксальные. Я бы даже сказал, с каким-то издевательским подтекстом. Например, в поселке Ачит бывшее церковное здание занимает некий спортивный клуб. Так вот, там сейчас верующие вынуждены ютиться в каком-то маленьком помещении, чуть ли не в коридоре. Это все, что нам в этом здании “вернули”.

Есть и другие примеры?

— Безусловно, и их очень много! Возьмите, например, ситуацию в поселке Пышма, что в Камышловском районе. Там верующим вернули только второй этаж из всего огромного здания бывшей церкви. И вот представьте: каково мамам с детишками и пожилым людям карабкаться по лестнице на этот второй этаж? Зато на первом этаже – музей. Наверное, музей – дело нужное. Но на сегодня он занимает лучшее помещение по сравнению с тем, что отдали верующим. Что касается самой церкви, то все это здание не отдают ни под каким видом.

Но и это еще не все! Прямо там, в Пышме, рядом с церковью, находится еще одно здание, ранее принадлежавшее верующим. Оно довольно хорошо сохранилось. Так вот, это здание было официальным путем по всем документам передано епархии. Но сегодня в нем располагается общество охотников и рыболовов, которое здание освобождать даже и не собирается.

Мало того — не только не освобождают сами, но, поскольку сооружение это добротное и просторное, часть его передали какому-то коммерческому магазину, и теперь получают с него арендную плату. И это — в то время, когда здание уже официально передано Екатеринбургской епархии! Это разве не парадокс? И мы до сих пор никак не можем добиться, чтобы это здание освободили!

Или взять хотя бы ситуацию в Нижних Сергах. Там в свое время в здании церкви сделали хлебозавод. Сейчас он закрыт и давно уже не работает. Но здание церкви нам по-прежнему не передают. Причина — якобы та, что какая-то коммерческая структура вложила в этот завод, пока он существовал, то ли 200, то ли 300 тысяч рублей. И вот, дескать, пока епархия эти деньги не отдаст, здание ей не передадут. Вы только вдумайтесь: эти коммерсанты исковеркали все здание бывшей церкви, переделали его под себя, а теперь еще и требуют за это деньги! Это же чистой воды издевательство! И это в то время, когда есть постановления и указы российских властей о передаче храмов верующим!

Отец Владимир, а какова ситуация с передачей храмов в Екатеринбурге?

— Она ненамного лучше. Вот характерный пример с хлебозаводом на ВИЗе. Это здание — храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Еще семь лет назад мы просили и дирекцию завода, и администрацию района: верните нам храм! Причем, мы не настаивали на том, чтобы его освободили немедленно, понимая все трудности, с этим связанные. Мы согласны были подождать и три года, и пять лет, но с тем условием, чтобы вопрос с освобождением здания постепенно решался.

И что же? Сейчас, когда прошло семь лет, и мы снова подняли этот вопрос, нас обвиняют в том, что мы неожиданно выгоняем работников хлебозавода на улицу. А ведь прошло семь лет, и никто не решал, да и не хотел решать этот больной вопрос!

Вы рассказали о ситуации с передачей бывших храмов и церквей. А как обстоят дела со строительством новых храмов?

— Судите сами: на Уралмаше в свое время был построен храм во имя Рождества Христова. Мы молимся в нем уже три года. Сейчас в храм идет все больше народу, и он уже не может вместить всех желающих. Поэтому мы хотим построить еще один храм на Уралмаше, ведь одного явно недостаточно при населении Орджоникидзевского района в 300 тысяч человек! И там не один храм нужен, а много больше! Но уже целых два года мы никак не можем получить место под строительство. Нам его или просто не дают, или дают в заведомо неприемлемом для нас месте.

Вот сейчас, например, городские власти выделяют нам место, но чтобы начать там строительство, нужно снести четыре жилых частных дома. В каждом доме прописано по 3–4 семьи. Это значит, что нам нужно выкупить 12–15 квартир, чтобы расселить эти семьи. Откуда у нашей общины такие гигантские деньги?!

Естественно, что мы вынуждены отказываться и вновь обращаться к властям. Нам снова дают место под строительство, но где? — рядом с кинотеатром “Заря”. Причем, сами же предупреждают: стройте, но скоро здесь мы будем делать автомобильную развязку. Это же чистой воды издевательство! В это же самое время место под строительство другого храма выделяется беспрепятственно. Но кому? – иеговистам, по сути дела, тоталитарной секте!

А почему так легко решаются вопросы у иеговистов, как Вы считаете?

— Здесь я затрудняюсь с ответом, и не могу сказать, почему им идут навстречу. Но сам факт чего стоит! Ведь иеговисты — это секта. Они призывают молодежь не служить в армии, т.е. по сути дела не подчиняться государственным законам; у них не разрешается переливание крови, из-за чего известны даже случаи гибели. По сути дела, это люди, которые подрывают устои государства. И именно этой секте в Екатеринбурге выделяют место под храм. Причем беспрепятственно! Где, в каком государстве такое возможно?

И, пользуясь случаем, через “Православную газету” я хочу ко всем жителям Екатеринбурга обратиться, ко всем верующим людям: нам нельзя мириться с таким положением дел, когда тоталитарной секте, по сути дела, дается “зеленый свет”!

Кстати говоря, сейчас в Москве против этой секты идет судебный процесс. У нас же в Екатеринбурге иеговистам выделяют место под храм.

Поймите меня правильно: я не против других религий. Но религий традиционных, которые издавна были в России! Вот сейчас строится много храмов для верующих других конфессий. Там — мечеть для мусульман, там — синагога для иудеев, где-то собираются строить свой храм старообрядцы. Я не вижу в этом ничего плохого! И у иудеев, и у мусульман, и у католиков должны быть свои молитвенные здания. Мы ведь вместе прекрасно уживаемся целые столетия, и всегда, особенно в тяжелое для страны время, были вместе — возьмите хотя бы Великую Отечественную войну! Но у нас нет и не может быть ничего общего с тоталитарными сектами, изо всех сил рвущимися сейчас в Россию!

Отец Владимир, верно ли, что уже переданные Русской Православной Церкви здания и сооружения находятся сегодня не в собственности Церкви, а только лишь в пользовании?

— Да, это так. В этом и заключается парадокс нашего времени, что Церковь не владеет никакими зданиями и сооружениями, принадлежавшими ей ранее. Нет у нас и своей земли под уже существующими храмами — нам она дана или в аренду, или также в пользование.

Но ведь до революции все церковные здания, сооружения и земли под ними принадлежали Русской Православной Церкви. Получается, что как в 1917 году все это было национализировано, так до сих пор и осталось в руках государства?

— Дело обстоит именно так. В собственности отдельных людей сегодня находятся недра, заводы, фабрики, дома, квартиры, наконец. Церкви же, которую в ходе революции, по сути, ограбили, не принадлежит сегодня ничего.

Сейчас часто говорят про то, что было много трагического в то время, и многое признается ошибкой. Время гонений на Церковь, репрессии к священникам, убийство Царской Семьи… Но тогда люди не ведали, что творили, и делали это, ослепленные злобой. Но когда сейчас на словах говорят одно, а на деле совершают совсем другое, в частности — не возвращают награбленное ранее, отнятое у Церкви, это, на мой взгляд, то же самое, что делалось большевиками, или еще хуже. О каком цивилизованном государстве, о какой демократической и гуманной державе тогда может идти речь?…

Отец Владимир, ранее Вы уже говорили о проблемах с открытием новых храмов в Екатеринбурге. Есть ли другие подобные случаи?

— Очень много. Вот один наиболее характерный. Буквально рядом с епархией находится следственный изолятор. Естественно, что туда, где находится много подследственных, идут их родственники. Идут с глубокими душевными и сердечными ранами. Приходят отцы, матери, бабушки, мужья, жены… И, конечно же, порой им хочется и свечу поставить, и помолиться о своих родных, находящихся в заточении. Видя это, мы предложили рядом с входом в изолятор построить часовню.

Вы знаете, под каким предлогом нам отказали власти города? — “А вдруг лет через 20 мы здесь что-нибудь надумаем строить!” Да лет через двадцать, если будет такое отношение к Православной Церкви, вал преступности и наркомании может все смести на своем пути!…

И я могу привести еще десятки примеров подобного отношения к нашим нуждам и чаяниям. Как только мы планируем начать где-либо строительство православного храма — так сразу же начинаются наши хождения по мукам: то документы оформлены не так, то проект не такой, то место выбрано не то…

Я не хочу огульно утверждать, что со строительством храмов у нас в епархии дела обстоят только плохо. Возьмите Верхотурье, строительство Храма-на-Крови, реставрацию Троицкого Собора в Екатеринбурге… Но когда я сталкиваюсь со случаями, приведенными выше, иначе как издевательством я назвать это не могу.

Отец Владимир, где Вы видите выход из сложившейся непростой ситуации с передачей храмов верующим? Есть ли здесь какие-то компромиссные пути?

Существуют различные способы решения этой проблемы. Мы прекрасно осознаем, что в сегодняшнее непростое время многое из того, что ранее принадлежало Церкви, так просто не передать. Ведь есть церковные здания, где сегодня располагаются институты, больницы, общежития…

Но если у нас действительно правовое государство, то в его силах и возможностях компенсировать нанесенные Церкви убытки. Мы вполне согласились бы с тем, чтобы нам сказали: да, мы признаем такой-то и такой-то ущерб, и в течение 20 лет эти деньги мы вам вернем. Это один из путей решения данного вопроса.

Другой заключается в том, что по тем ныне занятым церковным зданиям, где сейчас располагаются какие-то государственные учреждения, нам могли бы платить арендную плату. А эти деньги, в свою очередь, Церковь бы тратила на строительство тех же новых храмов.

Есть и третий путь решения этой проблемы — вместо утраченных нами храмов, там, где их невозможно вернуть, пусть нам предоставят другие помещения. Мы согласимся и на это!

Так что пути решения назревших проблем есть, и мы пойдем на любой компромисс. Но на это нужна добрая воля и желание тех, от кого зависит решение данных вопросов.

Что касается передачи церковных зданий и сооружений Русской Православной Церкви в собственность, то решать эти вопросы необходимо на уровне Президента России – с подачи полномочных представителей Президента в округах, губернаторов и местных властей. Решать раз и навсегда.

Беседу вел Г. Дудаков

 
Жизнь Екатеринбургской епархии

Греет душу доброта. Письмо прихожан Преображенского храма

Посетить храм Преображения мне посоветовала знакомая женщина. И хотя церковь находится далеко от моего дома, в районе Уктуса, решила поехать туда.Как только вошла в храм, почувствовала, что меня словно теплом обдало, такая благодать. Все так красиво. А священнослужители очень приветливы.

 
Время собирать камни

«Не уйти от кары небесной». Письмо о том, как закрывали церкви

В сотне километров от Екатеринбурга, на запад, есть старинное село Киргишаны. В общем-то ничем не примечательное, каких десятки по Московскому тракту, через каждые тридцать верст. Это дневной пеший переход каторжников, после которого был положен ночной отдых в крепостном остроге. Так возникли все села, нанизанные на старую дорогу. При остроге — обязателен храм.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс