Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (154) → К.Е. Скурат: «Смирение»

К.Е. Скурат: «Смирение»

№13 (154) / 8 мая ‘01

Проповедь

Одна из русских православных подвижниц начала текущего столетия игумения Арсения (†1905 г.) так говорила своим духовным чадам: «Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред. Но есть одно дело, для которого всегда время, это дело — смирение духа, оно лучше всего».

Это смирение, этот смиренный дух в совершенной полноте стяжала Божия Матерь.

Святая Православная Церковь величает и прославляет Божию Матерь не только в богородичные праздники, но ежедневно и, более того, за каждым богослужением. Чтобы убедиться в этом, достаточно, хотя бы вспомнить нам сейчас всем хорошо известную богодухновенную песнь утрени: «Величит душа Моя Господа…» (Лк. 1, 46–55), которую произнесла Сама Пресвятая Дева, или хвалебную песнь, поемую в важнейший момент Божественной Литургии, — «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу…» И дома истинно православный человек начинает каждый день своей жизни и завершает его прославлением Богоматери. Основанием такого великого почитания Пресвятой Девы служит то, что Она стала Матерью по плоти Сына Божия. Признавая этот факт как высочайшее служение тайне домостроительства нашего спасения, православный христианин не забывает, что этому служению Божией Матери соответствовали Ее внутренние достоинства — нравственное совершенство и, прежде всего, глубина смирения. Отмечая это, Святая Церковь воспевает Ей: «Радуйся тайных цветов прекрасный сущий раю, радуйся Мати Дево… чистотою страннолепно побеждши».

Достойная славы и величия, как украшенная всем разнообразием добродетелей — этих духовных цветов, Сама Божия Матерь не искала хвалы ни до рождения от Нее Божественного Сына, ни после. Церковное предание свидетельствует, что, когда Пресвятая Дева читала в священной ветхозаветной книге пророческие слова: «Се, дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14; Мф. 1, 23), то просила Бога, чтобы Он удостоил Ее быть хотя бы последней служанкой у этой великой Девы. Но вот Архангел возвещает, что великой Избранницей будет Она Сама — и в ответ на это благовестие Она называет Себя смиренной послушницей воле Божией: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1, 38).

По рождении Христа Спасителя приходят в Вифлеем пастыри и рассказывают, что им возвестил Ангел Господень о Младенце, затем приходят волхвы и поклоняются Ему как Богу, а праведный Симеон возвещает о Его величии — все это Божия Матерь слушает со смирением, на все смотрит смиренно и слагает в Своем сердце (Лк. 2, 19). Не стремилась Она к превозношению и тогда, когда Ее Сын выступил на общественное служение как великий Учитель, Чудотворец, Бог. Мы Ее видим на браке в Кане Галилейской вместе со Спасителем. Но Она не требует от гостей внимания к Себе, а выступает лишь как ходатаица за хозяина, оказавшегося в трудном положении. В другой раз, когда Матерь Сына Божия и братья Его из-за множества слушателей не могли подойти к Нему и дали Ему об этом знать, Господь, обозрев сидящих вокруг Себя, сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8, 19–21). «Говоря таким образом, — рассуждает святитель Московский Филарет, — Господь не отчуждает Матери Своей по плоти, поелику слышит слово Божие паче других Та, Которая услышала оное прежде других; и творит оное деятельнее других Та, Которая сотворила Ему достойную обитель во чреве Своем. Но, во-первых, Господь возвышает Своим изречением слушающих и творящих слово Божие, и возбуждает к сему спасительному деланию; во-вторых, и Он, в приведенном изречении, сообразуется с собственным правилом Своей Матери, чтобы «не являться человеком», — сколько можно уклоняться от славы человеческой, ища славы Божией; и Он медлит, отлагает явить человекам всю честь и славу Той, Которая есть честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим».

Итак, путь славы Божией Матери, путь возвышения — это глубокое смирение. «Взошла к Богу Сыну по ступени смирения, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — ибо чрез смирение соделалась достойной быть Его Матерью; тою же ступенью взошла Она и на небо и превзошла по чести и достоинству все лики святых».

Дорогие отцы, братья и сестры! Высок подвиг смирения Божией Матери, но подражание ему обязательно для всех тех, кто желает войти в тот чертог славы и жизни бесконечной, где ныне Она пребывает и куда зовет всех Сам Царь Славы. И наша душа в своей мере и степени должна быть украшена христианскими добродетелями — этими духовными цветами и, прежде всего, смирением. «Без смирения, — по словам руководителей в духовной жизни, — все, даже величайшие подвиги» или стремления к высоким занятиям не только «тщетны», но весьма опасны, «могут и вовсе погубить человека».

Игумен Никон, «добрый пастырь и многоопытный духовник», объясняет опасность исполнения заповедей Божьих без смирения так: «Если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого». Преподобный Макарий Египетский, изъясняя взаимную связь смирения и других добродетелей, рассказывает одну притчу о роскошном обеде, который был устроен для знатных гостей. Но так как все яства были приготовлены без соли (понимать следует «без смирения»), то устроитель не только не получил благодарности, а вызвал даже гнев прибывших к нему.

«Так, — говорит игумен Никон, — без смирения всуе все добродетели человека».

«А в наше время, — продолжает он в другом месте, — можно видеть, что чуть-чуть человек побольше помолился, почитывает псалтирь, держит пост — и уже мнит себя выше других, осуждает ближних, начинает учить, когда не просят, и проч., и этим показывает свою духовную пустоту и удаление от Господа на «сторону далече». Бойся высокого мнения о себе».

Познаем же несравненное достоинство глубокого смирения! Будем взирать на пример святейшей жизни Божией Матери, и над нами везде и всегда будет Ее покров и материнская любовь. Аминь.

К. Е. СКУРАТ, профессор МДА

 

В других номерах:

Проповедь

Греховные страсти и борьба с ними

(Продолжение. Начало в № 5–8, 10–12) ПРИЗНАКИ ПОРАЖЕНИЯ ГРЕХОВНОЙ СТРАСТЬЮ Каким образом и способом связать мне плоть свою, сего друга моего, и судить ее по примеру прочих страстей? Не знаю. Прежде, нежели успею связать ее, она уже разрешается

 
Проповедь

Возвращение от выходных к праздникам

Праздники, как таковые, занимают особую, наиболее высокую константу в календарной жизни этноса. Они исторически либо мистически всегда обусловлены и бесспорно мотивированы, изнутри идейно раскрыты и, безусловно, понятны

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс