Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (148) → Хартия прав или тотального рабства?

Хартия прав или тотального рабства?

№7 (148) / 8 марта ‘01

Хартия фундаментальных прав

Разговор по телефону с секретарем по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС Московского Патриархата протоиереем Всеволодом Чаплиным

12 января вы присутствовали на очередном заседании Исполкома комиссии Конференции европейских церквей в Брюсселе, которая была посвящена проблеме “Церковь и общество”. И среди вопросов, рассматривавшихся на заседании, было обсуждение реакции церквей и христианских организаций на итоги саммита Европейского Союза в Ницце, который состоялся в прошедшем году, 11 декабря. Этот саммит рассматривал, в частности, текст Хартии фундаментальных прав Европейского Союза, торжественно там и провозглашенной. На вашем совещании было констатировано, что ряд положений Хартии не учел предложения православных и других христианских организаций, которые были высказаны в ходе обсуждения проекта. А проект достаточно важен, насколько я понимаю: он может лечь в основу Общеевропейской конституции.

— Хотелось бы узнать у вас: какие пожелания не были учтены в Хартии фундаментальных прав Европейского Союза и, соответственно, как Церкви отреагировали на такое пренебрежительное к ним отношение?

— Действительно, вопрос достаточно важный в силу того, что международное законодательство, которое сейчас разрабатывается разными структурами Европейского Союза — это законодательство прямого действия, то есть оно имеет приоритет над нормами национального права в тех странах, которые являются членами Европейского Союза. Сегодня достаточно большое количество стран Центральной и Восточной Европы стремятся в Евросоюз. Уже очевидно, что в 2004–2005 г.г. в Европейский Союз войдут страны Балтии, где живет достаточно большое количество православных верующих, членов Русской Православной Церкви. И в этой связи, естественно, отработка законодательства Европейского Союза важна для нашей Церкви, уж не говоря о Церкви Элладской, Церквах ряда стран Центральной Европы, которые в самое ближайшее время окажутся в Евросоюзе. Греция уже является членом Евросоюза. И действительно, пожалуй, одна из самых серьезных озабоченностей — это текст Хартии фундаментальных прав ЕС, так как ее можно действительно считать одной из основ общеевропейской Конституции, если такая будет принята.

То есть предполагается, что Общеевропейская конституция как законодательство высшего международного права будет обязательна и для нашей страны?

— Если Россия войдет в Евросоюз, то да. Конечно, пока нет речи о том, что Россия становится кандидатом на вхождение в Евросоюз, пока этот вопрос даже не ставился и не рассматривался. Но вы знаете, что есть достаточно большое количество людей в России, которые стремятся к тому, чтобы Россия стала членом Еросоюза. И когда этот вопрос будет поставлен на правительственном уровне, то я боюсь, многие деятели Евросоюза, многие правительства стран, которые уже сегодня являются членами этой организации, могут поставить вопрос так: либо Россия полностью принимает все нормы, которые уже сегодня приняты в Евросоюзе, либо она не сможет туда войти. Мы знаем, что нечто подобное было сделано в момент приема России в Совет Европы. И сегодня нас постоянно попрекают законодательными актами Совета Европы. В частности, речь идет об антитеррористической операции на Северном Кавказе и т. д.

Но в Евросоюз входит и Греция. И соответственно, все эти опасности грозят православным грекам, в первую очередь?

— Да, Греция является членом Евросоюза, поэтому ею и была выражена одна из основных озабоченностей по поводу Хартии ЕС. В чем же эта озабоченность? Во-первых, имела место достаточно серьезная дискуссия между несколькими правительствами, которые участвовали в разработке текста Хартии о том, стоит ли в преамбуле этой Хартии отразить уважение к религиозным ценностям, которые входят в Европейское культурное наследие. За то, чтобы упоминание об этом было включено, выступало правительство Германии. Резко против выступило правительство Франции. И в результате этих дискуссий упоминание о религиозном наследии было заменено более расплывчатой фразой: было упомянуто о духовном наследии, но в то же время было сказано более ясно об уважении к так называемым “гуманистическим ценностям”. Против этого протестовал архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул, против этого протестовал и папа римский, да и Конференция Европейских Церквей. Озабоченность этим была также выражена в письме Святейшего Патриарха Алексия. Надо сказать, что Русская Православная Церковь выразила озабоченность еще рядом положений Хартии. В частности, тем, что в документе очень расширительно трактуется свобода науки и свобода искусства. В Хартии также зафиксировано жесткое отношение к любым формам дискриминации при трудоустройстве по признаку религии, пола, так называемой “сексуальной ориентации”… То есть, по большому счету, документ выступает за то, чтобы на работу в любую организацию (в том числе, в частную, в том числе, в религиозную) работодатель был обязан принимать как женщин, так и мужчин. А мы знаем, что, отталкиваясь от этого, могут поднять голову сторонники женского священства. Должны также приниматься на работу представители сексуальных меньшинств, любых вероисповеданий, и т.д.

Надо сказать, что пока эта Хартия не имеет характера закона прямого действия, она не является юридически обязывающей. Она скорее является политической декларацией. Надо сказать еще и о том, что Европейский Союз сейчас принял директиву в области трудоустройства, где идет речь о том, что церкви и религиозные объединения могут не принимать на работу людей, которые придерживаются иных религиозных убеждений. Грубо говоря, Православная Церковь или, предположим, организация православных мирян, или православная благотворительная организация не обязаны принимать на работу какого-нибудь протестанта или атеиста. Но, тем не менее, политический вектор, который был задан Хартией фундаментальных прав ЕС, конечно, достаточно жестко поддерживает идею секулярного гуманизма и может быть в дальнейшем основанием для того, чтобы в странах-членах ЕС были инициированы судебные иски с целью так или иначе ущемить права православных религиозных организаций, так же, как и католических, мусульманских или протестантских, чтобы так или иначе вмешиваться в те внутренние установления религиозных организаций, которыми они руководствуются в своей деятельности.

То есть через какое-то время можно ожидать, что будут требовать, чтобы папа или Патриарх был женщиной? А на Афон будут свободно допускать туристов?

— Еще раз говорю, что этот документ ни для России, ни даже для стран ЕС не имеет юридической силы, но если он ляжет в основу Конституции, если он рано или поздно станет документом, имеющим юридическую силу (а такие призывы уже раздаются), то вполне возможно, что такого рода требования будут выдвигаться и даже предлагаться в качестве аргументов в суде. — Спасибо, отец Всеволод. Вы очень ярко описали те опасности, которые грозят православным. Не случайно православные так опасаются принимать ИНН и другие виды тоталитарной учетности, которые очень просто могут оказаться инструментом насилия над человеческой свободой и стать основанием того царства Антихриста, которого мы, не дай Бог, и дождемся при таком темпе.

— Это может быть в таком варианте развития событий. Если, положим, в какой-то момент будут введены в качестве обязательного условия произведения расчетов, получения помощи и т. д. карточки, которые заменят собой деньги и документы (паспорта и т. д.), то может случиться так, что условием для получения и возобновления этих карточек или этих документов станет полное и абсолютное согласие человека с действующим корпусом права — как национального, так и международного. А мы сегодня видим, что в этом корпусе могут присутствовать утверждения идеологического свойства, утверждения о том, что, например, человек и его земная жизнь являются высшей ценностью, что не существует религиозной истины, отличной от истины гуманизма, — вполне возможно, что условием выдачи карточки, выдачи паспорта или причастности человека к системе, которая является пропуском к магазинной кассе или к медицинской помощи, — если таким условием станет принятие идеологизированных элементов знакоанализа, то это действительно может привести к тому, что государство станет подталкивать человека к отпадению от веры.

 
 
Хартия фундаментальных прав

Русская Церковь видит серьезные недостатки в Хартии Фундаментальных Прав

14 декабря Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил Архиепископу Афинскому и всей Эллады Христодулу и Папе Римскому Иоанну Павлу II письма, в которых изложен ряд соображений, возникших после изучения текста Хартии фундаментальных прав Европейского Союза, провозглашенной 7 декабря в Ницце на заседании Европейского совета (саммита глав государств и правительств стран — членов ЕС).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс