Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (144) → О вере и спасении

О вере и спасении

№3 (144) / 1 февраля ‘01

Проповедь

Как избавиться от нервозности?

Мы уже говорили — во время исповеди Господь дает благодатную силу на борьбу с грехами. Почему человек нервничает? Это не на нервной почве, а на греховной почве. Когда человек во всех грехах покается, то он примиряется с Богом, и у него после исповеди бывает душевный мир и покой. И надо стараться молитвами, добрыми делами, чтением святых книг набирать себе благодать. Если кто-то нас оскорбил, обидел, то должны поблагодарить Бога и внутренне думать о людях только хорошее. У нас будет внутренняя сила, уверенность, покой, и мы не будем психовать. Так мы быстро избавимся от этой страсти.

Знаете, когда провода оголенные касаются друг друга под напряжением, тогда бывает замыкание. А после замыкания, учтите, бывает часто и пожар! Искры летят… У нас с вами от постоянных грехов оголены нервы. У одного оголенные нервы, у другого… Мы живем вместе и при нервном разговоре начинаем искрить. Начинается душевный пожар, потому что у одного нет смирения, у другого… От этого мы с вами горим — душу готовим для ада. Надо сделать изоляцию своим нервам — научиться смиряться.

Молитва, покаяние, добрые дела, терпение — вот почва для душевного покоя и радости. Не забывайте прощать ближнего, даже раньше того, как он попросит у вас прощение, прощать его нужно не только для его спокойствия; прощение его прегрешения перед вами нужно вам самим. Кто прощает другим, тому прощает Бог. Вот таким путем мы и сделаем изоляцию.

Как ребенку привить послушание?

Надо начинать с малого, приучать постепенно. У нас есть не только дети, но и взрослые; им что-то говоришь, а они продолжают на своем стоять и не слушаются. А “своя волюшка доводит до горюшка”. Просто не приучены слушаться.

Что делать с Евангелием, которое дали сектанты?

Такое Евангелие надо проверять. Есть у сектантов и подлинные тексты Священного Писания, а есть и сокращенные, а хуже того — извращенные. Приносили нам Евангелия, изданные под названиями “Благая весть”, “Слово Жизни”; тексты этих “евангелий” так далеки от правды, что их можно только предать огню. Здесь написано в конце I главы Евангелия от Матфея, что Матерь Божия до рождения Христа не имела плотской близости с Иосифом, а после рождения Спасителя была близка с ним, и у Нее были и другие дети. Вот это и есть самый настоящий сатанинский дух! Матерь Божия была Девой до Рождества Сына Своего, Девой в Рождестве, Девой после Рождества. Есть в этих книжках и другие, подобные этой, еретические мысли.

Как правильно прикладываться к святым мощам?

Когда подходят к раке с мощами, обычно делают два земных поклона, прикладываются к ножкам и к головке или к одной головке. Отошли, сделали земной поклон так, чтобы не помешать другим. Достаточно один раз приложиться за день, но если есть сильная потребность, то можно и еще раз приложиться. Были у нас в монастыре разные случаи. Есть у нас мать Архелая, она очень строгая, большую ревность к Богу имеет. И тут как-то, уже после литургии, ближе к 12-ти часам (храм уже был закрыт) зашли странники проезжие — две женщины и мужчина, пожилого возраста. Мощи уже были закрыты крышками, и они попросили, чтобы она им открыла их. Она открыла, они приложились сначала к мощам святителя Василия Кинешемского. Она рассказывала, что уже тогда у нее мелькнула мысль полностью открыть мощи, поднять окошечко над головой святителя, но окошечко открыть не успела — они уже приложились. А когда подошли к мощам блаженного Алексия Елнатского, и она, открыв крышку, не хотела открывать окошечко, вдруг почувствовала, что это стекло крышки само ее под руку толкает — открывается. Мощи силой Божией открылись, чтобы эти блаженные странники приложились. Эти люди добрые уж к головке не стали прикладываться, а приложились по смирению только к раке.

И еще был случай. Тоже как-то с утра пришла мать Архелая, стала перед полунощницей раку открывать, смотрит — а на стекле окошечка у святителя круг — как бы капля. Похоже было на то, как если бы кто-то капнул водой или снег упал и растаял. В центре крупные капельки лежат, а по краям мелкие. Взяла пальцем, понюхала, пальцами потерла, а это не вода, а масло. Взяла ваточку, промокнула, а ватка благоухает. Пошла, открыла мощи блаженного Алексия — и там то же самое маслице, как и у святителя Василия.

Когда и как читать каноны дома? Сидя или стоя?

Святые отцы говорят, что те, кто ежедневно читает каноны Спасителю, Матери Божией, Ангелу Хранителю, святым, особо хранимы Господом от всех бесовских напастей и злых людей.

Если вы придете к любому начальнику на прием, то увидите у него на двери табличку “Часы приема с… до…” К Богу же можно обращаться в любое время. Особенно ценна молитва ночная. Когда человек молится ночью, то, как говорят святые отцы, эта молитва как бы оплачивается золотом. Но для того, чтобы молиться ночью, надо взять благословение у священника, потому что есть опасность: человек может возгордиться, что молится ночью, и впасть в прелесть, или на него будут особо нападать бесы. Через благословение Господь защитит этого человека.

Сидя или стоя? Если ноги не держат, то можно, встав на колени, читать. Если колени устали, можно сидя читать. Лучше сидя думать о Боге, чем стоя думать о ногах. И еще: молитва без поклонов — это плод недоношенный. Поклончики надо обязательно делать.

Что делать, если найдешь деньги или какую-нибудь вещь?

Мы идем и, допустим, находим на земле бумажку в 50 рублей. Думаем: “Ой, какая прекрасная находка! Дай-ка я возьму, у меня как раз нет денег…” Запомните, дорогие братья и сестры, поднимем 50, потеряем 100 рублей. Почему? Потому что эти деньги не нами заработаны. Могут спросить: а что же тогда делать? Что, они так и должны валяться? Поднимите их, принесите в церковь, опустите в кружечку. Или отдайте тому, кто имеет острую нужду в них. Это будет считаться жертвой того, кто потерял деньги. Интересный пример вам расскажу. Один человек имел семью, жил бедно и крутился, как белка в колесе. И никак у него не получалось — побогаче стать. Посоветовали ему обратиться к пустыннику-старцу. Он так и сделал, пошел к старцу и получил хороший совет. Старец сказал: “В Библии сказано, что надо десятую часть отдавать Господу, а ты этого не делаешь”. — “Как же мне отдавать, у меня у самого ничего нет?” — “Что-то все-таки есть, понемногу и начинай отдавать: в церковь или нищему, и ты увидишь, что Господь все восполнит”. Человек тот начал так делать и увидел, что одежда стала меньше изнашиваться, продукты не убывают, дети всегда сыты. В Библии сказано: дающего рука не оскудеет (Пр. 28, 27). Господу надо, чтобы человек раскрылся в добре, тогда он спасется. Как-то я беседовал с одним человеком, имеющим миллионы: “Дорогой, вот ты разжился на чужом добре. Человек дал тебе хорошую сумму, а ты не расплатился с ним, не помог ни церкви, ни монастырю, ни нуждающимся… Смотри, когда корова отелится, если ее не раздоить, она мало даст молока. Точно так же и в бизнесе, если не будет отдачи, захиреет и бизнес, погибнет и душа”…

Как общаться с неверующими родственниками?

Самый лучший закон, правило для общения с ними — не надо их обличать и ругать. Вера — это дар Божий, а они его не имеют. Их просто надо жалеть и молиться, чтобы и их Господь оделил сим даром. Господь говорит: “Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня” (Ин. 6, 44). Ну, человек и рад бы уверовать, но никак не может — гордыня ли мешает, высокое ли мнение о себе, о своих мирских знаниях или положение в обществе… Может, внутренне прогнил этот человек, с совестью у него не все в порядке, или не доходит через закрытые духовные очи и уши слово Божие. Много всяких причин тому. Но помните, что в это время надо с ними ласковыми быть, быть для них примером истинного православного христианина, кому стоит подражать. Не надо раздражаться, ругать их, обличать. Надо только молиться. “Просите, и дано будет вам…” (Мф. 7, 7).

Надо ли брать благословение художнику, чтобы рисовать Ангелов?

Не только благословение требуется, над художником читается особая молитва, призывающая помощь Божию в написании икон, духовных картин. Когда пишут иконы, их пишут не с папиросой в зубах, а с молитвой на устах. Человек, желающий писать иконы, обязательно должен быть смиренным. На Афоне монахи с таким смирением и благоговением писали иконы, что они и без освящения сразу становились чудотворными.

На днях пришло из Сухуми от одной женщины письмо. Она всю жизнь собирала акафисты, набрала их около двухсот и каждый день читает. У нее много икон — и писаных, и бумажных, — и все они начали мироточить. Многие приходят к ней, видят, что на иконах (даже бумажных) выступает миро… Господь сейчас милует натерпевшийся лиха народ — идет четвертое поколение после тех, кто согрешил против Бога, снимается наказание, которое терпели дети и внуки за своих родителей. Наступает время, когда Россия должна прийти к Богу. Не Ельцин и Горбачев тому причина, пришло время — грех с народа снимается. Бог прощает Своим детям беззаконие и милует их. Россия должна проснуться.

Во время сна слышу голос: “Господь тебя не примет, пока свою дочь не приведешь к вере”. Что это значит?

Это значит, надо стараться за дочь усиленно молиться, чтобы она пришла к вере. Господь говорит: “Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам” (Мф. 7, 7). Как молиться за дочь? Можно своими словами, от сердца просить Господа, Матерь Божию, Святых угодников, читать Псалтирь и на “Славах” поминать, можно на Евангелии поминать на главах, подавать на Божественную Литургию, если крещеная…

Некоторые места из житий святых, написанные Димитрием Ростовским, подобны сказкам, много там чудес и страшных мучений, которых не может вынести человек. Как же было на самом деле?

Сам Димитрий Ростовский — святой. Он однажды писал житие какого-то святого, и там было очень много описаний мучений. Он не хотел писать это, ему показалось, что уж чересчур много их описано. Но ему во сне явился этот мученик сам и сказал: “То, что ты описал из моих мук, есть несколько процентов того, что я перенес, мучение мое было больше во много раз”.

Когда истязали святых угодников, то после некоторых остались акты мученичества. Например, у нас покоятся мощи святителя Василия Кинешемского и блаженного Алексия Елнатского. Один человек получил доступ к архивным документам КГБ, нашел там документы на святителя и блаженного, прочитал их и написал жития… Наша земля — святая, она пропитана кровью мучеников. Недаром их тела нетленны, святы. Господь сохранил их для нас, нашей веры.

К житиям святых надо относиться, как к Священному Писанию, всему написанному там верить.

Грешно ли засматриваться в зеркало на свой лик?

Смотреться в зеркало греха нет — грех, если девушка часами стоит перед зеркалом, крутится, а если человек оделся, посмотрел в зеркало — все ли в порядке, и пошел, в этом греха нет.

Борется ли Православная Церковь с проституцией?

Церковь ни с кем не борется, она только вразумляет и увещевает. Есть такой святой — Виталий, он был монах, днем трудился, а по ночам ходил в публичный дом. Все знали об этом, его ругали, над ним издевались, оплевывали, даже били, говорили: “Ты позоришь всех, не ходи туда”… А потом открылось, что он приходил, закупал номер и все время беседовал с женщиной, наставлял ее, молился за нее. Так многих он наставил и вывел из дома терпимости. Когда пришла его кончина, собрались все женщины, которых он спас, и все открылось…

 

В других номерах:

Церковь и медицина

Пятеро священнослужителей Екатеринбургской епархии Награждены за благотворительную деятельность

Екатеринбург, 11 января. Сегодня в Законодательном Собрании и Правительстве Свердловской области состоялось вручение Благодарственных грамот священнослужителям

 
Проповедь

Шестопсалмие. Его содержание, особенности и духовный смысл

(Продолжение. Начало в № 24 за 2000 год, № 2) Автор работы “Смысл и композиция Шестопсалмия” замечает, что пик радостного настроения приходится на конец “мажорной нечетной триады” (псалом 102), а пик скорби — на середину четной триады (псалом 87). Благодаря такой несимметричной структуре Шестопсалмие в целом, несмотря на скорбные стенания псалмопевца, воспринимается оптимистично

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс