Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (130) → Урожай растим с молитвой

Урожай растим с молитвой

№14 (130) / 8 июля ‘00

Проповедь

(Продолжение. Начало в № 11–13)

К нам в деревню приходил лозоходец. Предлагал всем, кому нужно, указать место для рытья колодца. Соглашаться ли на такие предложения?

о. Алексий: Лучше уклониться. «Лозоходец», как и всякий человек, никак не застрахован от бесовских нападений и внушений. Более того, каждый, кто ищет новых необыкновенных способностей, сразу же «берется на заметку» падшими духами и опекается ими особенно тщательно. Именно эти духи даруют «лозоходцам» таинственную способность «видеть сквозь землю». Нам, людям, неочищенным покаянием и жизнью по заповедям Божиим, неоткуда ожидать сверхъестественных подарков, кроме как из рук бесовских. Люди, называющие себя лозоходцами, обычно рассказывают о том, что их искусство — это просто многовековая народная традиция, но, повторю, отнюдь не все «народные традиции» бывают благочестивыми. Колдовство и языческие суеверия тоже имеют многовековую историю, но это их никак не оправдывает. Магический, колдовской характер лозоходческого дара становится особенно понятным в наши дни, когда полчища «экстрасенсов» и «контактеров» с лозами, рамками и прочими подобными предметами в руках ринулись искать не только воду под землей, но и клады, летающие тарелки и другие самые диковинные вещи. Сквозь все их псевдонаучные эксперименты становятся все более и более явственно различимыми рога, хвост и козлиные копыта — атрибуты главного магистра оккультных наук — сатаны. Так что лучше поостеречься прибегать к услугам столь сомнительных «помощников». Ищите места для колодцев, исходя из более безопасных соображений, — растений, рельефа местности и других подобных признаков, хорошо известных в народе.

Нужно иметь в виду и то, что подземные воды всегда имели для человека важное, даже мистическое значение. Вспомним, как часто встречаются в народных сказаниях образы живой и мертвой воды, чудесных колодцев и источников. Нечто похожее отыскиваем мы и в библейских повествованиях об изведении Моисеем источника прямо из скалы, об услаждении горьких вод и др. История Церкви, жития святых также хранят многочисленные свидетельства об изведении из-под земли воды по молитвам людей праведной жизни. Такие родники и колодцы пользуются среди церковного люда особым почитанием. Не раз случались от них чудеса и исцеления. На протяжении многих веков к ним притекают многочисленные богомольцы. Зримым свидетельством святости служит и тот факт, что вода, взятая от некоторых из них, не портится и хранится наравне с освященной в храме. С подземными источниками связаны и совсем невероятные случаи. Однажды внезапно забивший из-под могилы источник вытолкнул на поверхность гроб с нетленными мощами праведного Симеона Верхотурского, чем была возвещена людям воля Божия о прославлении этого святого.

Внимание Церкви к этой теме не случайно. Оно свидетельствует о том, что важное значение имеет не только местоположение воды, но и ее природа. Для того, чтобы защитить людей от возможных нежелательных влияний, Церковь освящает родники, колодцы, молебствует при начале рытья колодца. А вот какого свойства воду укажет вам «лозоходец», этот непрошеный гость? Нелишне задуматься над этим.

Скажу еще и о том, что способности «лозоходца» вовсе не гарантируют успеха. Однажды мне пришлось разговаривать с людьми, трижды кряду обманутыми таким «лозоходцем». Потратив много времени и сил на поиски воды в указанных им местах, они, в конце концов, отказались от его услуг и отыскали воду сами.

В каких случаях и как нужно молиться об урожае?

о. Алексий: Православный христианин молится не только в случае крайней нужды, но всякий день. Молитва — это разговор с Богом. Молитва — это выражение любви к Богу и памятования о Нем. Согласитесь, было бы нелепо видеть человека, который говорит, что искренне любит и уважает своего отца, но на деле наотрез отказывается с ним разговаривать. Столь же странно бывает наблюдать тех людей, которые, называясь христианами, считают молитву делом совершенно несущественным. Поэтому тот, кто верует не только на словах, но по-настоящему, обязательно найдет время и возможности для молитвословий утром и вечером, а также для кратких молитв в течение дня. Молиться можно тем образом и теми словами, которых требует ваша душа. Важно, чтобы это была живая и искренняя молитва. Помимо молитв, совершаемых своими словами, православные также читают молитвенные тексты, составленные великими святыми нашей Церкви. Сокровищницы этих текстов, проникнутых глубокой верой и любовью ко Господу, собраны в православных молитвословах. Откройте молитвослов — и вы наверняка отыщете в нем многочисленные прошения ко Господу о ниспослании помощи, о мире и благосостоянии всего мира. Это и есть основная молитвенная практика христианина, помогающая ему во всех делах, будь то хозяйственные хлопоты на огороде и приусадебном участке, труды по воспитанию детей или работа городского жителя.

Что же касается сельскохозяйственных работ конкретно, то христианину хорошо и прилично, прибыв на участок, начать трудовой день со следующих молитв:

Молитва — призывание Святого Духа.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Молитва «Отче наш» — главная молитва христианина, ибо ею завещал молиться Сам Господь наш Иисус Христос:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Что мы просим в этой молитве у Бога? Призывая Всевышнего и славословя Его, мы просим, чтобы Он помог нам исполнить Его святую волю так же охотно и прилежно, как исполняют ее на небе ангелы и святые люди. Показывая свою покорность Богу-Отцу, которому лучше известно, кому из нас что нужно и полезно, мы, вместе с тем, смиренно просим, чтобы Бог дал нам все необходимое в жизни для тела и души и отпустил содеянные нами грехи. Залогом своей доброй воли мы полагаем прощение обид согрешившим против нас. Именно по этому признаку Бог узнает, что взывающий к Нему человек воистину является учеником Христовым и достоин награды — исполнения своего прошения.

В молитве Честному Кресту мы просим у Господа защитить нас от нападений бесовских, а дела рук наших — посадки на огороде, дом. хозяйственные постройки и инвентарь — от злого умысла человеческого:

Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякого зла.

Особая молитва-тропарь читается перед началом всякого дела, тогда, когда вы приступаете к новому большому делу, например, к обрезке ветвей плодовых деревьев или постройке теплицы:

Творче и Создателю всяческих, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко един всесилен и Человеколюбец.

Благодарность Богу — одна из основных черт верующего человека. И потому по окончании дела христианин обязательно благодарит Бога в молитве. Но часто люди не понимают: за что же нужно благодарить, ведь ничего чудесного или особенного, кажется, не происходило?

В этом вопросе — страшное заблуждение. Рассуждая таким образом, мы поступаем подобно сыну-невежде, который изо дня в день ест родительский хлеб, но даже не замечает этой заботы. «Что же тут необычного, какие же тут особые милости, — рассуждает себе молодой тунеядец, — сегодня все так же, как вчера, а завтра все будет, как сегодня!»

Как поступит в подобных обстоятельствах благоразумный отец? Сперва попытается словами пробудить чувство совести, а если нет, то отнимет от нечестивца свое прежнее расположение, чтобы тот, испытав на деле, что есть нужда и голод, познал заботу и попечение родительское.

То же и в отношениях человека с Богом. Тепло и свет нашего дома, здоровье свое и близких не есть ли те бесценные дары, за которые необходимо благодарить ничуть не меньше, чем за неожиданную удачу или другое самое удивительное чудо? Но не так поступает человек. Забывает о том, что весь мир сотворен премудрым замыслом Божиим и самой своей жизнью он обязан Творцу. Вспоминает о Боге, только лишившись своего прежнего здоровья и благополучия. Не будем же подобны неблагодарному сыну, не станем ожидать болезней и невзгод, чтобы наконец пробудиться от своей самоуверенности. Вместе со всеми верующими воздадим хвалу Богу в молитве:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.
Важной частью молитвы православного христианина является призывание и величание Пресвятой Богородицы, ибо Она предстоит перед Престолом Божиим ближе всех ангелов и святых и имеет особое заступническое попечение о роде людском.

Достойно есть, яко воистинну блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Уверовать в Бога вовсе не означает, как это иногда неверно понимается, — отказаться от своих обычных забот и дел. Человек, пребывающий в праздности, хотя бы даже пытался оправдываться какими-то духовными причинами, тяжко согрешает, ибо Бог заповедал всякому человеку трудиться на своем месте. Но разница между заботами неверующего человека и заботами христианина такова, что христианин делает любое дело, в молитве испрашивая на него помощи Божией, помнит о Боге во время работы, благодарит Бога по завершении ее и совершает все дела не потому, что просто так хочется, а в согласии с заповедями, то есть Христа ради. Апостол Павел так говорит об этом: «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3, 17). Поэтому существуют особые краткие молитвы ко Господу и Пресвятой Богородице, которые можно произносить во время любой работы.

МОЛИТВА ИИСУСОВА:

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго.

Молитва Пресвятой Богородице:

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Постоянное призывание имен Господа Иисуса и Его Пречистой Матери придает даже обычной бытовой работе совершенно другой, более возвышенный характер — характер ежечасного христианского служения перед лицом Всевидящего Бога.

Сам мирянин может окропить свой участок святой водой, произнося при этом: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». От праздника Святой Пасхи до праздника Вознесения Господня кропить святой водой можно с молитвой-тропарем:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав (Трижды).

В засуху или в проливные дожди благочестивые миряне читают акафист и молитву пророку Божию Илии и также кропят поле, огород или сад святой водой с пением или чтением тропаря святому пророку Илии. Объяснение такой традиции мы находим в житии пророка. Во время его земной жизни (в IX веке до Рождества Христова), среди израильского народа особенно распространилось неверие и идолопоклонство. Люди не желали внимать никаким призывам и предостережениям святого Илии, и тогда пророк объявил, что по его молитвам Господь на три года затворяет небо и в Израиле не будет дождя и росы. Наступили засуха и голод, которые прекратились только после того, как народ отказался от языческих заблуждений и принес покаяние пред Богом. Поэтому пророку Илии приносят покаянные молитвы во время засухи или в «мокрое лето».

МОЛИТВА СВЯТОМУ И СЛАВНОМУ ПРОРОКУ БОЖИЮ ИЛИИ

О прехвальный и пречудный пророче Божий Илие, просиявый на земле равноангельным житием твоим, пламеннейшею ревностию по Господе Бозе Вседержители, еще же знамении и чудесы преславными, таже, по крайнему благоволению к тебе Божию, преестественно восхищенный на огненней колеснице с плотию твоею на Небо, сподобльшийся беседовати с Преобразившимся на Фаворе Спасителем мира, и ныне в райских селениих непрестанно пребываяй и предстояй Престолу Небеснаго Царя! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, преспевати же во всяком деле блазе; да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к Славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней православной вере, к уставом Святыя Церкве и к заповедем Господним, непочтением к родителем и властем предержащим, и низвергающий людий в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстателъством твоим праведный гнев Божий и избави вся грады и веси Отечества нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами, преславне, предержащия власти наша в велицем и многотрудном подвизе народоправления, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниих к водворению мира и правды в стране нашей. Пособствуй христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость во учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко властем и усердное исполнение своих обязанностей; да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение со безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом во веки веков. Аминь.

Если огороду или полю угрожает опасность от злоумышленников (кража, потоптание и т. п.) читают молитву Честному Кресту (см. выше), молитву Богородице «Взбранной Воеводе» и Псалом 90-й.

Читая эти молитвы, обходят огород или поле по краю, накладывая на посевы крестное знамение и, если возможно, кропят их святой водой.

Хорошо бывает помолиться святым угодникам Божиим накануне дня их памяти и в сам праздник. Читайте праздничные молитвы-тропари и молитвы-величания. Постарайтесь побольше узнать о житии этих святых. Те из них, которые еще при жизни прославились помощью людям в земледелии, исцелении животных и других подобных нуждах, наделены от Бога особой благодатью помогать сельским жителям и огородникам в различных обстоятельствах. В течение годового богослужебного круга Церковь отмечает множество праздников и знаменательных дат. Памятуя о них, вы всегда будете иметь нужную молитву на всякий день и всякую потребу.

Считаю также своим долгом предостеречь читателей этой книги, что механическое произнесение молитвенных текстов еще не есть молитва. Во время молитвы очень важна расположенность сердца и собранность внимания. Если молишься и думаешь о чем-то совершенно постороннем, молитва теряет свой благодарственный или просительный смысл и из сердечного разговора с Богом превращается в напыщенное пустословие. Существует особая молитва о даровании молитвенного внимания и искреннего молитвенного чувства:

Научи мя, Господи, усердно молиться Тебе со вниманием и любовию, без которых молитва не будет услышана! Да не будет у меня небрежной молитвы во грех мне!

Должно также знать, что молитва священнослужителя по отношению к молитве мирянина имеет совершенно иную силу и значение. И хотя в большинстве случаев мирянин молится на своем участке сам, все же священнику дана Богом гораздо большая власть — совершать церковные Таинства: крестить, исповедовать, причащать, венчать; освящать дома, постройки, скот, пчелиные ульи, воду, а также благословлять начало важных работ и важные события в жизни человека: копание кладезя, закладку нового дома, вход в новопостроенный дом и т. д. Мирянин же молится молитвой-прошением, молитвой-славословием и молитвой-благодарением. Так что необходимо чаще заказывать молебны в храме и по возможности пригласить священника для освящения дома, участка и построек.

Вместе с тем, необходимо также с осторожностью подходить к предложениям неизвестных «батюшек» совершить ту или иную требу. Сомнительные объявления об освящении домов, квартир, машин сегодня, к сожалению, нередко появляются в городских газетах. Их авторы — авантюристы-самозванцы, и такое «освящение» может обернуться для хозяина дома настоящей бедой. Вместо благодати Божией на хозяйство может нагрянуть самая настоящая бесовщина. Об исполнении всех треб нужно просить священника, служащего в одном из ближайших приходов.

Но не повезешь же батюшку, например, из города за тридевять земель на свой участок. Далеко не всегда и в окрестных деревнях есть церковь. Что делать тогда?

о. Алексий: Если храма поблизости нет, и нет возможности пригласить священника, постарайтесь отнести в храм и освятить там семена перед севом и первые спелые плоды нового урожая (мед первого сбора). Также можно посоветовать, по возможности, чаще бывать на церковных службах.

о. Борис: Господь находится на всяком месте и слышит молитвы верующих о даровании урожая не только в саду или огороде, но везде, где бы те ни находились. Особенно же близка Богу молитва, совершаемая в храме. В воскресные и праздничные дни верующий человек стремится обязательно посетить богослужение, по возможности чаще исповедуется и принимает святое причастие. Все это как нельзя более благотворно сказывается и на нем самом, и на его делах.

А как посещать субботние и воскресные богослужения в храме, если в другие дни работаешь и выехать на огород возможно только в выходные?

о. Алексий: Главное, чтобы вы испытывали желание жить церковной жизнью. Если такого желания не будет, а возобладают леность и нерадение о своем спасении, враг обязательно представит множество «затрудняющих обстоятельств» и убедит в том, что ходить в церковь совсем не обязательно и просто невозможно. К сожалению, многие решают подобный вопрос в пользу огорода. Но нельзя обманываться: если человек забывает о духовном и заботится только о земном, то вся его жизнь проходит вне связи с Богом, вне помощи и защиты Божией. Судьба такого человека всецело предоставлена на волю случая, а потому все труды могут оказаться тщетными, по какой-то причине пропасть даром.

Но что же делать, спросят многие, если оказалось необходимым уехать из города на выходные по сельскохозяйственным делам? На этот случай можно дать такой совет: в воскресенье до времени совершения Божественной литургии (хотя бы до 12 часов дня) нужно стараться не работать, а уделить это время чтению духовной литературы и молитве. После же наступления полудня, попросив у Бога прощения, можно приступить к самым неотложным делам. И постарайтесь не стать рабами своего участка. Помните, что участок для вас, а не вы для своего участка.

У горожан есть и другой выход. Во многих городских храмах по воскресеньям служат две Литургии: раннюю и позднюю. Ранняя Литургия заканчивается к половине десятого, и потому весь воскресный день остается свободным для работы на даче. Используя эту возможность, вы сможете бывать на Литургии чаще.

о. Борис: Сейчас весь строй жизни нарушен. Это особенно касается города, где человек трудится 5–6 дней в неделю, но так и не может прокормить свою семью и потому вынужден в выходные дни заниматься огородом. Такой порядок жизни, конечно же, ненормален. Воскресный день по Заповеди Божией должен быть посвящен Господу. И все же, снисходя к нуждам людским, Церковь благословляет верующих на время летнего сезона посещать субботнее вечернее богослужение и воскресную Литургию не реже, чем один раз в месяц, и за этой Литургией исповедаться и причаститься. также поговеть перед началом лечения, исповедаться и причаститься.

(Продолжение следует)

 

В других номерах:

Проповедь

Несколько полезных советов абитуриентам

Дорогие друзья!После возвышенных и мудрых слов нашего Правящего Архиерея, который сам, кстати, имеет ученую степень кандидата богословия, сложно что-либо добавить.

 
Проповедь

Любовь божественная и человеческая

(Продолжение. Начало в № 9–13) СВОЙСТВА ЛЮБВИСвятой апостол Павел пишет: “Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс