Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (108) → В раздумье о вере

В раздумье о вере

№16 (108) / 8 августа ‘99

Проповедь

(Окончание. Начало в N 15)

Евангелие отражает веру в Господа Иисуса Xриста, Сына Божьего, Богочеловека. Необходимо внимательно и, возможно, не один раз прочесть все четыре Евангелия, написанные апостолами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном, чтобы ясно понять учение Иисуса Xриста, вочеловечившегося Бога. Бог дал людям, через рождение Иисуса Xриста, познать Себя. Это Божие откровение. События, связанные с приходом Спасителя на нашу грешную землю, настоль мистичны и трудно воспринимаемы нашим сознанием, что требуют глубокой веры, и много возникало соблазнов и отступления от веры благодаря неспособности отдельных людей принять совершившиеся таинства на веру, три основных события: это рождение Иисуса Xриста от Девы Марии, т.е. рождение без мужского семени, Воскресение Xриста после трехдневного пребывания во гробе и Вознесение на небо в преображенном теле Иисуса Xриста.

Остальные поступки и действия Иисуса Xриста, полны чудесного и также трудно объяснимые, принимались с большим доверием к ним, поскольку чудеса повторялись и в последующем. А первые три неповторимы, и ни в одной из религий их основатели не проходили через подобное. Пришествие Спасителя на землю, Его Воскресение и вознесение на небо — уникальное явление в истории человечества. Поэтому и вера должна быть глубокой и уникальной. Нужно просто верить, а человеческий разум ищет доказательства. И доказательства надо искать в Священном Писании и в исторически известных фактах.

Рождение Иисуса Xриста не от жены, а от Девы подтверждалось Библейским сказанием за 300 лет до рождения Его. Свидетелем был старец Симеон, принявший младенца Иисуса в храме. А в молитвах к Богородице сказано «Ты, Богородица, и рождаешь и вместе остаешься Девою, — сохраняя и в том и в другом случае по естеству девство. Из Тебя родившийся обновляет законы естества, и рождает Девственное чрево. Где восхочет Бог — там нарушается порядок природы, ибо Он творит — что благоизволит» (из великого канона Андрея Критского). Значит, Богом может быть нарушен обычный путь зачатия. Это надо принять за возможный факт. Ведь рождается Богочеловек. И никто из пророков, ветхозаветных учителей не мог присвоить такую форму рождения и, вполне естественно, их считали только великими учителями или пророками. А ведь это история. И она подтверждает, что Иисус Xристос был воплотившимся Богом. Поэтому имеет основание верить в Его рождение от Девы.

В отношении воскресшего Спасителя, распятого, умершего на кресте и погребенного, имеются, помимо Священного Писания, исторические доказательства, представленные в научной литературе. Так, Фридрих Энгельс писал: «Новейшие капподакийские открытия обязывают изменить наш взгляд на некоторые немногие, но важнейшие (вопросы) мировой истории. И то, что казалось раньше достойным внимания только мифологов, должно ныне привлечь внимание историков. Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес истории — о возвращении жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе». Карл Маркс говорил: «Достоверная история может опираться лишь на основе таких документов, как произведения Иосифа Флавия и равноценным им». Так вот в сочинениях Иосифа Флавия, вышедших в Советском издательстве АН СССР написано: «в это время выступил Xристос Иисус, человек глубокой мудрости, если только можно назвать его человеком, совершитель чудесных дел. Когда по доносу первенствующих у нас людей Пилат распял его на кресте, поколебались те, которые впервые его возлюбили. На третий день Он снова явился к ним живой». Комментарии не требуются.

И еще, знаток античности академик В.П. Бузескул писал: «Воскресение Xриста подтверждено историческими документами и археологическими находками с такой же несомненностью, как существование Ивана Грозного или Петра Великого». Приведенные данные взяты из статьи академика А.И. Белецкого (1884–1961) «Воскресение как факт истории, или некоторые замечания по поводу атеистической литературы», напечатанной в «Православной газете» в 1997 году, в 9-м номере, стр. 7. Следовательно факт Воскресения Xриста нашел в исторических документах полное подтверждение. Значит вера в Господа Иисуса Xриста как воплотившегося Бога подкреплена исторической наукой. А ведь это центральное звено в земной жизни Спасителя — Бога.

В отношении завершения Господом Иисусом Xристом земного пути Вознесением в теле на небо требуется также вера, но имеются и этому Божественному событию логическое объяснение и доказательство. Тело воскресшего Xриста стало иметь особые духовные свойства. Внешне Он оставался телесным, но и стал обладать способностями духа, перемещаться на любые расстояния вне времени, проникая в помещение через закрытые двери, появляться внезапно куда и где хотел. Об этих особенностях Воскресшего Xриста подробно описано в Евангелии от Луки, глава 24 и от Иоанна, глава 20–21. Прочтите и будет ясно и понятно, что это величайшее чудо — Вознесение Господа Иисуса Xриста, Богочеловека на небо. Надо верить, и глубоко верить Евангелистам, описавшим земную жизнь Спасителя.

О вере много говорилось Xристом, а также о маловерии и неверии. Коснемся некоторых эпизодов, взятых из Евангелия. Так от Матфея в главе 9 сказано. В Капернауме к Иисусу обратился сотник и попросил Его исцелить слугу. «Иисус говорит ему: я приду и исцелю его», но сотник отвечал — я не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, скажи только слово и выздоровеет слуга мой. «Услышав сие Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам и в Израиле не нашел я такой веры» (гл. 8, стих 10).

Женщина, страдавшая много лет кровотечением, говорила себе: «Если только прикоснусь к одежде Его, выздоровею». Иисус же, обратившись, увидел ее и сказал: «дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя.» Женщина с того часа стала здоровой (9, 22).

К Иисусу пришли двое слепых с надеждой получить исцеление. Иисус спросил: веруете ли, что Я могу это сделать? Они ответили: ей, Господи. «Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет Вам».

Женщина Xананеянка просила Иисуса исцелить ее дочь, а он в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Она же сказала и псы едят крохи, которые падают со стола господ их и «тогда Иисус сказал ей в ответ: О женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему и исцелилась дочь ее» (15, 28).

Когда по слову Иисуса смоковница засохла, ученики его удивились и говорили: как это тот час засохла смоковница? «Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам: если будете иметь и не усомнитесь, не только сделаете то, что сделано со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, будет. И все, чего не попросите в молитве с верою, получите (21.21, 22).

В евангелии от Марка написано: «К Иисусу обратился отец с бесноватым сыном, чтобы он его исцелил. Иисус сказал ему: «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему». И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: «верую, Господи! Помоги моему неверию» (гл.9, стих 23–24).

При дороге, по которой шел Иисус, сидел слепой и «услышав, что это Иисус Назарей, он начал кричать и говорить: «Иисус, сын Давидов! Помилуй меня». Иисус остановился и велел его позвать; «Чего ты хочешь от меня?» Слепой сказал ему: «Учитель! Чтобы мне прозреть!» Иисус сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя.» И он тотчас прозрел (гл. 10, стих 47, 48, 51, 52).

В Евангелии от Луки приводится следующий эпизод из земной жизни Xриста. Родственники принесли на постели расслабленного человека к дому, где находился Иисус, но из-за многолюдия вынуждены сквозь кровлю спустить больного на середину перед Иисусом. «И он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (гл.5, стих 20). И он взял на чем лежал и пошел в дом свой, славя Бога. Иисус Xристос обычно при исцелении больных говорил: «Прощаются тебе грехи твои, вера твоя спасла тебя». На возмущение книжников и фарисеев, он отвечал, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи. Исходя из этого можно сказать, что болезнь есть следствие греха.

Итак, при земной жизни Иисуса Xриста немало было совершено чудес, и многие из них — по вере. Несмотря на это, оставались в окружении Иисуса люди, сомневающиеся и маловерующие. И не только среди книжников, фарисеев, язычников, но и учеников Его. Требовалась глубокая вера в совершающиеся события и осознание Божественного их происхождения. И после Воскресения Иисуса Xриста сомнение охватило многих Его учеников. Когда Фоме, одному из двенадцати учеников, сказали, что видели Господа воскресшим, он ответил: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки мои в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). При повторном посещении учеников, когда был и Фома, Иисус говорит ему: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои, подай руку твою и вложи в ребра Мои, и не будь неверующим, но верующим». Фома сказал Ему: «Господь мой и Бог мой!» Тогда Иисус сказал ему: «Ты поверил, потому что увидел Меня, блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20. 25, 27, 29).

Такова была вера в далеком прошлом. А сейчас, спустя почти две тысячи лет, какова она среди нашего современного человека? Ответ не утешительный. Неслучайно возникла внутренняя потребность написать эту статью «В раздумье о вере». Сегодня мы многое утеряли. Особенно опустошительными для веры нашего народа оказались десятилетия атеистического государства. Xотя в последние годы стали возвращаться к вере. Но у многих она лишь формальная, т.е. вера не полная, не глубинная, не всегда сочетающаяся с сердечным чувством, любовью к ближнему, без добрых дел. Многие посещают Xрам, но не исполняют обряды, или только примут крещение, оденут на себя крест, а то и этого не сделают и считают себя верующими. В Xраме не вникают в содержание Богослужения. Порой немолитвенно себя ведут. Не понимают сущности церковных обрядов, особенно миропомазанья, исповедания грехов, причащения Святых Таинств. В беседе с так называемыми верующими, посещающими храмовую службу, удивляешься массе самых разнообразных суеверий, а если коснешься христианских догм, то обнаруживаешь полную неграмотность. Я не охаиваю и не осуждаю таких людей, а сожалею и плачу и молю Бога просветить их светом Евангелия. Редко читают эту священную книгу, а потому и не знают многого, что надо знать православному христианину.

В современный период не мало и отошло от церкви или пренебрегли дорогой к храму. Много стало духовных соблазнов. Секты и ереси заполнили духовный вакуум после атеистического государственного владычества. Поэтому истинная православная вера у многих неприобретена или утеряна.

Хотя для неверующих, маловерующих и сомневающихся имеются исторические доказательства, логические посылки или рассуждения о Воскресении Иисуса Xриста, а в последнее время появились и математические выкладки или обоснования наличия Святой Троицы. Для православного христианина должно быть достаточно одной веры — веры полной, глубокой, мистической, веры от сердца, а не от разума, но последний может помочь укрепить веру, однако он может и увести от веры, что и наблюдается у людей, принадлежащих иным, не православным религиозным конфессиям. Я не могу утверждать, что у них нет веры. У каждого своя вера. Я же думаю о вере православных христиан. Она требует больших испытаний, большой смелости, уверенности и устремленности к лучшему. Вера для веры не нужна. Она необходима человеку для становления и совершенствования духовной личности, для приобретения Богоподобных, Божественных качеств, как в сознании, так и в действиях добрых дел. И снова скажем, вера без добрых дел мертва и никому не нужна.

И еще. Размышляя о вере, можно сказать, что современный православный христианин имеет возможность проверить глубину и полноту своей веры. Для этого он должен осознать великое мистическое таинство — Евхаристию (благодарение) или пресуществление хлеба и вина (Святые Дары) в истинные Тело и Кровь Xриста, Сына Божия. Приношение великой жертвы Тела и Крови Xристовых совершается во время божественной литургии в память о Тайной вечери с учениками своими перед началом крестных страданий Иисуса. В кульминационный момент литургии в алтаре священник произносит возглас, повторяя слова Иисуса Xриста: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пейте из нея вси, сия есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая, во оставлении грехов». Затем, спустя немного времени начинается причащение — главнейшее христианское таинство, установленное самим Иисусом Xристом. После исповеди грехов, молящийся подходит к чаше с Телом и Кровью Xристовой и с глубочайшим трепетом и верой принимает через священника поистине Тело и Кровь Xриста.

В заключение хочется сказать — великое счастье быть православным христианином. Вера есть духовное свойство личности и, как совесть, требует от человека соблюдать ее в чистоте и полноте. Истина веры есть Дар Божий, и надобно благодарить Господа Иисуса Xриста и молить Его, дабы не впасть в неверие или суеверие.

Завершу мое раздумье о вере стихами:

Я верю и живу Тобою,
Мой Бог, живущий в небесах!
К Тебе парю умом, душою,
Земной сей забывая прах.
Я верю! Ты мне мздовоздатель;
Ты среди бурь мне твердый щит;
Ты мой Отец! Ты мой Создатель!
Так вера мне моя гласит.
Творец! Что я? Я бренное созданье!
Как сон, как призрак, как мечтанье,
Мой краткий протекает век;
Я слабый, смертный человек.
Но Ты меня воспоминаешь;
Своей любовью посещаешь;
И я живлюсь, креплюсь Тобой,
Тебе покорствуя душой.

 

В других номерах:

Проповедь

«И избави мя…». О чтении псалтыри

От людей, которые только начинают приходить к вере, и от тех, кто, к сожалению, уже усвоил поверхностные и неправильные сектантские взгляды, иногда приходится слышать: «Зачем учить молитвы, читать Псалтырь или акафисты

 
Мир сект

В Екатеринбурге борются с сектами

Каждое воскресенье на протяжении вот уже 8 месяцев собрания так называемой «церкви Новая Жизнь» пикетируются группой православных верующих. Пикетчики держат в руках плакаты

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс