Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (93) → Поминовение усопших и их загробная участь

Поминовение усопших и их загробная участь

№1 (93) / 1 января ‘99

Вера отеческая

Третий день по смерти. Мытарства

Символическое значение поминовения усопших в третий день после смерти, а это, как правило, день погребения, заключено в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца и Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога — Троицу Единосущную и Нераздельную. В молитвах в третий день мы умоляем Святую Троицу простить усопшему его согрешения, содеянные: словом, делом и помышлением и зачесть ему три его добродетели: веру, надежду и любовь.

Кроме богословского значения поминовение усопшего в третий день имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему: «…в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где захочет. Поэтому душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнездо. Добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, Кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».

На пути к престолу Божию восходящая душа проходит испытание от духов по своим земным делам. Испытания эти, называемые мытарствами, начинаются в третий день по смерти. Поэтому душе усопшего так необходима наша молитвенная помощь.

9-й день

Святой Макарий Александрийский по откровению от ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, повелевается душе показать различные обители Святых и красоту рая. Все это душа рассматривает шесть дней и, созерцая красоту рая, она изменяется и забывает скорбь свою, которую имела, будучи в теле. Но если она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь в беспечности и не послужила Богу, как положено. После рассмотрения рая душа на девятый день от своего разлучения с телом опять возносится ангелами на поклонение Богу. Близкие же в этот день молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.

40-й день. Окончание мытарств

Число сорок — знаменательное, часто встречающееся в Священном Писании. Иудейский народ скитался в пустыне сорок лет, пророк Моисей постился сорок дней. Господь Иисус Христос после Своего Крещения провел в пустыне сорок дней, а после Своего Воскресения в продолжении сорока дней учил Апостолов тайнам Царства Божиего. Первые Апостолы узаконили в Церкви Христовой ветхозаветный обычай оплакивать умерших в течение сорока дней. На основании этого Святая Церковь с древнейших времен установила правило творить поминовение усопших в продолжение сорока дней (сорокоуст) и особенно на сорокой день. Как Христос победил искушения диавола, пробыв сорок дней в посте и молитве, так и Святая Церковь, принося в продолжение сорока дней молитвы, милостыни и бескровные жертвы по усопшем, помогает почившему силой Божией победить воздушного князя тьмы и получить Царство Небесное.

По свидетельству святого Макария Александрийского после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками. В продолжение тридцати дней душа, водимая по аду, трепещет, чтобы самой не быть удостоенной такой печальной участи. Наконец, в сороковой день оканчиваются мытарства и душа в третий раз возносится ангелами на поклонение Богу, который, совершая частный суд, определяет ей соответствующее место в ожидании Страшного суда по ее земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Но суд сорокового дня — суд частный, определяющий положение души только до времени окончательного Страшного суда, и по учению Православной Церкви положение это может измениться по нашим молитвам за усопшего и совершении милостыни и добрых дел в память о нем.

В свидетельство того, что смерть не расторгала духовного союза между душами живущих и усопших (на основании слов Спасителя «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы») существует обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти (в первый год поминовение совершается также и в полгода), в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвой за совместной трапезой. В церкви же подают записку на литургию или заказывают панихиду, освящают коливо.

О пользе милостыни

Кроме молитвы за усопших еще одним действием поминовения их является милостыня, совершаемая в их память. Под милостынею нужно понимать не только подаяние нищим, но всякое благодеяние по отношению к нуждающимся. Отнести продукты в дом престарелых, передать одежду в фонд социальной защиты, помочь пенсионерам или многодетной семье, приютить беженцев или погорельцев, пожертвовать на строительство храма Божиего или на его украшение — все это милостыня.

Получающий помощь благодарит подателя и Господь воздает этому благотворителю, т. к. «благотворящий бедному дает взаймы Богу». Недаром милостыня творится «ради Христа». Молитва за другого, милостыня за другого или от имени другого привлекает благодать и милосердие Божье на того, о ком молятся, или от имени кого подается милостыня. Благотворительность, милостыня, делаемая живым от имени усопшего, получают точно такое же значение, как если бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, а живой, как орудие этой милостыни, тоже участвует в небесной награде.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Немалую пользу почившим доставляет в память их милостыня. Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Если хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, убранство, достойное его и его прославляющее: это милостыня».

Если же почивший, в память о котором творится милостыня, за веру свою, добрые дела и молитвы за него живущих уже удостоился от Господа венец нетления, то Спаситель милость Свою полностью обращает к дающему. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Евангелие от Матфея, глава 5, стих 7).

 
Азы православия

Духовное значение церковной свечи

Церковная свеча - церковное достояние Православия. Она символ нашего духовного союза со святой Матерью-Церковью.Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, имеют несколько духовных значений

 
Вера отеческая

Когда наши молитвы не доходят до Бога

«Молитвы,-говорит святой Ефрем Сирин,-крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству… Во всей жизни человека нет иного достояния, драгоценнее молитвы».И вот от нас зависит прежде всего, сумеем ли мы использовать это драгоценное достояние во благо себе или пустим по ветру в поисках иных «сокровищ».

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс