Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (27) → Святой Праведный Симеон Верхотурский

Святой Праведный Симеон Верхотурский

№14 (27) / 14 января ‘95

Жития святых

Святой Праведный Симеон Верхотурский происходил из дворянской семьи. По неясным обстоятельствам в начале XVII в. он удалился из родных мест в далекую Сибирь, в зауральские пределы, — в новопросвещенный край, где только в 1620 г. образовалась Тобольская епархия. Смиренно скрыв свою знатность, он вел жизнь бедняка, не имевшего постоянного пристанища. Владел он портновским ремеслом и, переходя из деревни в деревню, шил одежду. Кормился у заказчиков, довольствуясь малым. Выполнив работу, Симеон покидал хозяев, пока те спали, чтобы избежать любой мзды и похвалы.

Облюбовал он себе место для молитвы на погосте села Меркушинского, в 50 верстах от г. Верхотурья, но более любил уединяться среди вековых кедров и лиственниц. Было у него еще невинное занятие, которое не нарушало духовного настроя, — он удил рыбу в многоводной Type, уподобляясь галилейским рыбарям.

Симеон прилежно посещал храм на Меркушинском погосте, оказывая ближним чрезвычайное послушание и любовь. Всегда старался он питать других от своих трудов и со многими беседовал о божественных истинах, наставляя на путь христианского благочестия вогуличей и других инородцев.

Ничего более не сохранилось о нем в устных преданиях меркушинских старожилов. Прав. Симеон мирно и безвестно преставился в середине XVII в. Погребли его у церкви Архистратига Михаила, в которой он имел обыкновение молиться. Недолгая чистая жизнь Симеона служила примером в диком крае, недавно увидевшем свет христианства.

В 1692 г. клирик преосвященного Игнатия Тобольского Матфей приехал на Меркушинский погост. Близ церкви ему показали выступавший из могилы гроб, в котором сквозь треснувшие доски видны были нетленные мощи праведного. На следующий год сам митрополит Игнатий осмотрел гроб, поклонился останкам и записал то, что слышал о житии Симеона и чудесах, им творимых. Между прочими исцелениями он упоминает о расслабленном служителе воеводы Савелова, окрепшем всеми членами при гробе прав. Симеона, о дочери стольника Нарышкина и служителе его Илье, которые исцелились по молитве святого от глазной болезни. Многие немощные пели панихиды на могиле Симеона, брали из нее персть, обвязывали болящие члены и избавлялись от недуга.

Спустя два года митр. Игнатий снова посетил Меркушино и поручил игумену Далматовской обители Исааку с церковными служителями освидетельствовать мощи. Открыв гроб, увидели они тело в совершенной целостности. Испытав недоумение, святитель тут же почувствовал сильную боль в левом глазу и понял, что это произошло по нерадению его к св. мощам, — не принявшего участие в их обретении. После литургии он поспешил поклониться угоднику Божиему, и болезнь его утихла. «Воистину то были мощи праведного и добродетельного человека Божия, подобные древним святым», — подтвердил митр. Игнатий совершенное чудо. Приехав в Верхотурье, преосвященный собрал новые сведения о житии и чудесах прав. Симеона; сам городской воевода князь Гагарин свидетельствовал об исцелении своего слуги, у которого была раздроблена кость ноги.

С 1692 по 1694 г. мощи были трижды освидетельствованы митрополитом. При очередном объезде епархии обнаружилось, что во всем Верхотурье и его окрестностях нет раскольников: они или обратились к православию, или бежали, гонимые молитвами прав. Симеона.

Когда открывается источник, из него обильно течет вода — так и вновь обретенные мощи несли знамения. Прав. Симеон оказался из тех угодников Божиих, посмертные деяния которых более известны, чем события их временной жизни, потому как она была сокровенна в Боге.

Нередко благодатные явления св. Симеона служили и нравственному исправлению христиан. Один житель Верхотурского уезда долго лежал в немощи и, наконец, был положен уже под иконы в ожидании смертного часа. Внезапно предстал пред ним человек в белой одежде и велел ехать в Верхотурье, чтоб наказать тамошнему дьяку удерживаться от пьянства, соблюдать посты и исповедовать грехи духовнику, самому же болящему велел помолиться над гробом прав. Симеона. Пробудившись, Маков получил облегчение и совершенного исцеления сподобился у раки святого.

Такое же сгрогое внушение и трезвости было дано иерею соборной церкви Верхотурья Павлу Праведникову. Явившийся Симеон укорил его и взял обещание впредь не касаться вина. Смятенный иерей просил помилования и облегчения своему недугу, обещая до смерти не пить. «Кто будет тебе порукой?» — спросил чудесный пришелец. Иерей показал на животворящий крест и получил исцеление. В 1700 г. прав. Симеон избавил от татарского плена крестьянина Петра с реки Миассы. Было это в правление митрополита Игнатия.

Преемником его на Тобольской и Сибирской кафедре был известный своей ученостью Филофей Лещинский, ревностно заботившийся о правоверии паствы и о крещении вогуличей, остяков и тунгусов. Его апостольская проповедь привела к купели крещения до 50 тысяч язычников. Исполненный благоговения к памяти прав. Симеона, митрополит в 1704 г. по просьбе воеводы Алексия Калетина благословил перенести св. мощи из села Меркушина в Верхотурский монастырь свт. Николая.

Только в рукописном сказании о житии св. праведника описано до 50-ти им сотворенных чудес. В 1711 г. Симеон явился старцу Иакову и грозными словами привел его в ужас, так что тот пал без чувств. Придя в себя, он объявил, что праведник велел архимандриту и воеводе внушать народу удерживаться от бранных слов и нечистых дел, иначе их ждет кара Божия — мор и голод. В 1749 г. житель Невьянского завода, где упорно держался раскол, Василий Масленников, три года лежавший в параличе, во сне увидел человека в белой одежде, спросившего: «Ты хочешь быть здоровым?» Назвался он Симеоном Меркушинским, дал совет идти в Верхотурье, в обитель св. Николая, и помолиться там усердно, отслужить молебен над мощами. «Будешь здоров, — пообещал Симеон и наставил: — Да крестное знамение изображай на себе тремя перстами, во образ св. Троицы». После явления Василий почувствовал себя лучше и на другой день в Невьянской конторе рассказал бывшее с ним. Затем поехал на поклонение своему целителю.

В обители делали на серебряных досках надписи, свидетельствовавшие об исцелениях в различные времена по молитвам прав. Симеона.
На месте обретения честных мощей, в селе Меркушине, устроена в 1808 г. каменная часовня. Там, где была могила, есть источник, который посещают верующие, приходят они и на то место, где любил уединяться праведник на утесистом берегу Туры, под вековой елью. Благоговейные паломники берут в дома на благословение воду из источника, опавшую от многолетнего дерева хвою.

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

Последний герой Цусимы

Молоденькая липа почтительно склонилась, как бы накрыв своими нежными ветками три безмолвные могилы, обнесенные выкрашенной в синий цвет оградой. На прикрепленных к железным крестам табличках надписи не сохранились.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс