Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (49) → О покаянии

О покаянии

№15 (49) / 15 января ‘96

Проповедь

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Отцы, братья и сестры! Много веков назад один из учителей Церкви очень точно описал состояние души человека, мятущейся, ищущей успокоения в земных радостях, но не находящей его вне Бога: «Ты создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе». Но что же мешает успокоиться нам в Боге, что мешает принять Его в сердце? Или, может быть, существует какое-то условие, которое необходимо для того, чтобы принять Бога в душу? Ответ на этот вопрос мы можем найти в Евангелии, где Христос возвещает: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Но кто-то из людей, даже считающих себя верующим, может быть, скажет: «Ну вот, постоянно говорится о каком-то покаянии, постоянно твердите, что человек болен духовно, что ему надо меняться, исправляться. А ведь я, вроде бы, человек не такой уж и плохой, может быть, несовершенный, но ведь я и в Церковь хожу, и молюсь, да и вообще человек я хороший. Зачем же мне каяться, чтобы принять Бога в сердце?» Но «познай человек свою духовную беду и крепко, постоянно молись Спасителю человеков, чтобы Он спас тебя от нее. Не говори себе: я не в опасности, я не в беде, мне не нужно часто и много молиться об избавлении от бедствия, которого не постигаю и не знаю. Это-то и беда, что ты, будучи в величайшей беде, не знаешь своей беды, эта беда — грехи твои». И именно поэтому необходимо покаяться, то есть исправить, изменить себя, и таким образом очистить свою скверну греховную и сделаться способным к принятию Царства Небесного, принятию Бога, потому что в душу, пораженную грехом, Бог войти не может. Но снова становится непонятно, ведь, кажется, мы и в Церковь ходим, и исповедуемся, разве это не покаяние? Но не ощущаем в себе практически никакого изменения, а если и чувствуем, то ненадолго.

Отчего это происходит?

Истинное покаяние заключается в том, чтобы всеми силами души возненавидеть грех, чтобы он стал ужасен для нас и оставить его навсегда. А часто бывает, что только покаявшись, мы опять совершаем те же грехи, или имеем пристрастие к ним, забывая, «что как малая скважина отнимает у сосуда способность удерживать вливаемое в него миро, и пристрастием к греху отнимается у покаяния все достоинство, вся сила его». И часто даже мы не хотим искренне покаяться, потому что это далеко не приятно для нас, это сложнее, чем смириться со своим положением. И в оправдание себе говорим, что мы люди немощные, да и грехи наши, кажется, не такие уж и тяжелые, может быть Господь и не заметит их. При этом мы забываем о том, что любой грех, даже самый ничтожный, удаляет нас от Бога, а поэтому необходимо его также залечивать покаянием, и покаянием также глубоким и искренним. Значит, одним из главных условий, необходимых для покаяния, является осознание своей греховности. И опять кто-то скажет, что тогда просто невозможно покаяться, ведь получается, что нужно увидеть себя как бы со стороны, а как это сделать? Для этого необходимо иметь искреннее желание исправиться и необходимо молиться Богу, чтобы Он даровал нам видение наших прегрешений. И Господь, видя наше искреннее намерение, даст нам свою помощь для исправления, укажет способы для этого. И можно найти множество примеров этому. Так, в Риме жил один человек по имени Емилиан, который большую часть жизни проводил в грехах, но однажды он внезапно почувствовал желание оставить греховную жизнь. С этой целью он удалился в монастырь, где долгие годы подвизался в посте, молитве, умерщвлении своей плоти. Но этим он не ограничивался и каждую ночь удалялся из монастыря в уединенную пещеру, где со слезами каялся и оплакивал свои грехи. Однажды настоятель монастыря, желая узнать, куда ходит Емилиан, пошел за ним, и вот он увидел Емилиана, стоящего на молитве и осиянного необычайным светом, а затем услышал голос Божий: «Емилиан! отпущаются тебе грехи твои!» Вернувшись в обитель, настоятель рассказал братии о виданном и потом сказал: «Ради нас был голос с неба, и послал Господь световидную милость Свою, чтобы мы знали, что воистину недалеко Бог от кающихся, что ждет Он нашего обращения».

«Да, — скажете вы, — преподобный Емилиан жил в монастыре, но мы ведь не можем тоже покинуть мир. И в пещеру мы удалиться не можем. Что же делать?» А нужно просто начать с малого: давайте хотя бы каждый вечер вспоминать, что мы совершили за прошедший день, все свои слова, свои мысли. И, вспомнив, попросим у Бога| прощение за все дурное, что мы совершили. Будем чаще обращаться к Богу с молитвой, которая является «омовением от духовной грязи, то есть от грехов», она рождает смирение, без которого нёвозможно истинное покаяние. Будем чаще обращаться к исповеди, на которой будем беспощадно обличать свои грехи, и где мы сможем получить благодатную помощь от Бога для исправления. Таким образом, наше сердце, возле которого Господь стоит и стучит, и ждет, чтобы услышали голос Его и отворили (Откр. 3, 20), будет все больше и больше открываться навстречу Богу.

И вот так, отцы, братья и сестры, мы понемногу будем исправляться, очищаться отд наших грехов, и в наше сердце войдет Господь, и мы найдем в Нем успокоение, станем способны ощутить в сердце Царство Небесное. Поэтому, пока еще есть возможность и время для покаяния, постараемся чаще задумываться о своей жизни, о своих грехах, будем каяться в них и молить Бога об избавлении нас от них, чтобы стать способными к принятию духовного мира и радости о Господе. Аминь.

Иеромонах Алексий (Орлов)
Екатеринбург

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

Архиепископ Климент

14 мая этого года исполнилось 10 лет со дня смерти, а 23 октября исполнится 30 лет со дня епископской хиротонии бывшего архиепископа Свердловского и Курганского Климента. Владыка Климент (в миру Андрей Адамович Перестюк) родился 15 октября 1904 года в семье крестьянина в селе Астраханка Приморского края.

 
Событие

Новый акт вандализма

В ночь с 26 на 27 июня памятная гранитная плита с выбитыми на ней именами Российских Новомучеников, неизменное место посещения горожан и многочисленных туристов, была полностью залита дегтем.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс