Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (52) → Военное духовенство России

Военное духовенство России

№18 (52) / 18 января ‘96

Проповедь

Издавна в России в формировании нравственных качеств воинов важное значение имела Русская Православная Церковь. Эта связь Церкви с воинством сложилась с зарождением армии России. На протяжении всей дореволюционной истории (до 1917 г.) Церковь являлась духовной наставницей воинов. Церковь первая благословляла войска на подвиг и напутствовала их в сражениях.

В этой связи особая роль в русской армии принадлежала военному духовенству. Русская военная мысль до 1917 года всегда исходила из необходимости учета религиозного фактора в деле подготовки войск к защите Отечества.

Сила религиозного влияния в русской армии была велика в связи с тем, что наши предки в абсолютном большинстве были людьми глубоко верующими. Не являлись исключением и люди военные, защищающие интересы Отечества с оружием в руках на суше и на море. Кроме того, чувство христианской веры было в человеке тем сильнее, чем ближе человек находился к смертельной опасности.

По мнению Ф.М. Достоевского, необыкновенная ценность влияния православной веры на сознание русского человека в значительной степени объяснялась широко распространенным убеждением в том, что именно Россия несет в себе драгоценность, которой нет нигде больше, является хранительницей Христовой истины, настоящего Христова образа, затемнившегося во всех других верах и во всех других народах. «Эта драгоценность, эта вечная, присущая России и доставшаяся ей на хранение истина, — писал он, — по взгляду лучших тогдашних русских людей, как бы избавляла их совесть от обязанности всякого иного просвещения».

На протяжении XVIII и XIX столетий ведомство военного духовенства неоднократно реформировалось. До XIX века оно не было обособлено и подчинялось местному епархиальному начальству по месту расположения войск. Высшими же органами военно-духовного управления в пределах специальных задач религиозно-воспитательного воздействия на войска являлись обер-иеромонахи флота и обер-полевые священники.

Военно-морское духовенство из-за особенности его службы начало обособляться от епархиального раньше военно-сухопутного. По морскому уставу 1720 г., для отправления службы, поучения и напутствования больных на суда назначались иеромонахи, а в редких случаях и лица белого духовенства, преимущественно бездетные вдовцы. Старший из них, обер- иеромонах, являлся «начальным священником» во флоте.

Военно-сухопутное духовенство подчинялось обер-полевому священнику первоначально только в военное время. В 1800 году 4 апреля по указу Павла I было установлено, что полевой обер-священник и в мирное время «иметь должен в ведении своем всех священников армии,… без одобрения оного полевого обер-священника никаких перемен по части армейских священников не чинить и не переменять иереев». Этим указом Павла I было положено начало созданию постоянного штата военных священников в войсках русской армии. Создается управление военного духовенства армии и флота во главе с обер-священником; в 1858 году он получает наименование Главного военно-морского священника, права его расширяются: ему предоставляются принадлежащие епархиальным архиереям права назначать и увольнять военных священников, возбуждать против них расследования.

12 июня 1890 г. было утверждено Положение об управлении церквами и военным духовенством, которое сохранялось до 1917 г. Заведование церквами и православным военным духовенством вверялось протопресвитеру военного и морского духовенства. Назначался он следующим образом: главнокомандующий войсками Петербургского военного округа с согласия царя просил военного министра ходатайствовать перед Синодом о назначении определенного лица протопресвитером военного духовенства. Решение вступало в силу после его утверждения царем.

При протопресвитере существовало особое духовное правление, состоящее из присутствия и канцелярии. Правление это руководствовалось уставом духовной консистории, состояло из трех человек, избиравшихся протопресвитером из подведомственных ему и находящихся в Санкт-Петербурге «благонадежных протоиереев и священников». При присутствии состояли также два сверхштатных члена. Все они утверждались Синодом, а председательство в правлении предоставлялось старейшему из его членов. Синод утверждал также делопроизводителя. Он руководил канцелярией, ему подчинялись столоначальник и регистратор. Делопроизводитель подчинялся обер-прокурору Синода.

Местными вспомогагельными органами управления военного духовенства являлись дивизионные благочинные, которые служили посредствующими органами между высшей военно-духовной властью и подчиненным ей военным духовенством. Дивизионный благочинный священник назначался и увольнялся протопресвитером, но в мирное время подчинялся по делам службы местному архиерею. Он был обязан регулярно посещать подведомственные ему церкви в воинских частях и гарнизонах, следить за преподаванием Закона Божьего в полковых учебных командах для подготовки унтер-офицеров, рассматривать жалобы военных и местных лиц на полковых священно- церковнослужителей.

Остальная часть военного духовенства состояла из священников полковых и других военных священников отдельных батальонов, дивизионов и учреждений. Церкви в армии были постоянные и переносные, полковые и гарнизонные. В период с 1883 по 1888 гг. их было 335, а в рядах военного духовенства в этот же отрезок времени находилось 439 человек.

Приказом по военному ведомству № 45 от 26 ноября 1888 г. в военное время учреждалась должность главного священника армий фронта. Он назначался Синодом по представлении протопресвитера и имел двойное подчинение: протопресвитеру — по церковным делам, начальнику канцелярии главного начальника снабжений — по военно-административному, ведал духовенством, состоящим при войсках, подчиненных главнокомандующему армиями фронта. Одна из причин введения этой должности — увеличение количества священников в военное время. Так, к концу 1915 года их было в армии более 5 тысяч. На службе в русской армии состояли также муллы, ксендзы, раввины. На каждый военный округ приходилось по одному мулле, ксендзу и раввину.

В конце 80-х годов XIX века правительством были приняты крупные меры правового и материального характера по улучшению положения военного духовенства. Более чем на 1/3 увеличивается бюджет на содержание духовных лиц в армии. Военное духовенство не имело воинских званий, но имело права, соответствующие военному чину согласно занимаемой им должности. Так, главному военному священнику давались права генерал-лейтенанта, главному священнику армий фронта — генерал-майора, штатному протоиерею — полковника, нештатному — подполковника, настоятелю военного собора и храма, подчиненного протопресвитеру, дивизионному благочинному — подполковника, священникам — капитана, штатному и нештатному дьяконам — поручика.

Первым обер-священником армии и флота был протоиерей П.Н. Озерецковский (1800 — 1807 гг.), много потрудившийся для улучшения материального положения военного духовенства и их семейств (пенсии, воспитание детей). Его преемник — протоиерей И.С. Державин (1807 — 1826 гг.) известен как талантливый проповедник. После него во главе военного духовенства стояли протоиерей П.А. Моджугинский (1826–1827 гг.) и протопресвитер Н.В. Музовский (1832–1848 гг), установивший правила ведения церковного хозяйства. Обер-священник армии и флота прото- иерей Г. И. Мансветов (1827 — 1832 гг.) известен своими духовными сочинениями, много сделал для улучшения материального положения военного духовенства (новый пенсионный устав). Вступивший на пост главного священника протопресвитер В.И. Кутневич (1848 — 1865 гг.) пользовался популярностью как выдающийся администратор. Главный священник гвардии и гренадеров, протопресвитер В. Б. Бажанов (1865 — 1885 гг.) известен как ученый-богослов, удостоенный степени доктора богословия и звания действительного члена Российской академии, несмотря на многосторонние ученые труды продолжал с успехом дело своих предшественников. Следующий затем главный священник армии и флота протоиерей М.И. Богословский (1865 -1871 гг.) также известен как ученый. Главный священник армии и флота протоиерей П.Е. Покровский (1871 — 1888 гг.) учредил «благотворительное общество попечения о бедных духовного звания», при нем было выработано «положение о служебных правах и окладах содержания военного духовенства», утвержденное 21 декабря 1887 г. С 1888 г. по 1910 г. был протопресвитером А.А. Желобовский; в 1901 г. им была учреждена похоронная касса служащих по ведомству протопресвитера; в 1890 г был открыт в Старице Тверской губернии свечной завод для военно-духовного ведомства; в 1899 г. изданы новые табели увеличения окладов жалованья и столовых денег военному духовенству, а перед тем (1898 г.) — квартирные оклады для псаломщиков; наконец, в 1901 г. был издан новый пенсионный устав для военного духовенства. Очень короткое время (1910- 1911 гг.) протопресвитером был известный ученый-богослов О.Е. Аквилонов.

Последним протопресвитером был Г. И. Шавельский (1911 — 1917 гг.). Николай II утвердил доклад Синода о его назначении им 22 апреля 1911 года на должность Главного военного и морского священника. Шавельский родился в семье сельского дьякона, окончил духовное училище, духовную семинарию и духовную академию. В русско-японскую войну (1904–1905 гг.) Г. И. Шавельский служил священником 33-го Восточно-Сибирского полка, дивизионным благочинным и главным священником 1-й Маньчжурской армии, награжден орденами Святого Георгия и Святого Владимира с мечами. С 1906 по 1910 гг. Г.И. Шавельский был законоучителем в Смольном институте Петербурга. В 1910 г. Г.И. Шавельский получает звание профессора богословия историко-филологического института и одновременно является членом Духовного правления при протопресвитере военного и морского духовенства. После 1917 г. Г.И. Шавельский эмигрировал в Болгарию, где стал профессором богословия Софийского университета, законоучителем и директором русской гимназии.

По своему рангу протопресвитер военного духовенства приравнивался к архиепископу в духовном мире, имел право на личные доклады царю. Его влияние распространялось на всю армию и флот России. По делам церковного управления он получал указания только от Синода, по делам военного ведомства — от военного министра. В военное время протопресвитер представлял Синоду для утверждения кандидатуры полевых главных священников для каждой из формируемых армий. В 1910 г. было утверждено положение о помощнике протопресвитера, а в 1915 г. при нем на время войны учреждалась должность секретаря.

Учитывая опыт ведения боевых действий русской армией во время войны с Японией, в 1910 году был принят ведомством военного и морского духовенства мобилизационный план, который предусматривал призыв священнослужителей в период отмобилизования армии по штатам военного времени и взамен убывших в ходе боевых действий. На время войны назначались обер-священники флотов и армий, в непосредственном подчинении которых находились священник-инспектор и священник-проповедник. В армиях и на флотах имелись склады религиозно-пропагандистской литературы. В полках, отдельных батальонах и батареях, а также на эскадрах имелись библиотеки с книгами, газетами и журналами о религиозно-нравственном и патриотическом воспитании российского воинства. С началом войны учреждалась должность военных священников при штабах армий для работы с офицерами. Также должность военных священников была введена в госпиталях и лазаретах, которые оказывали помощь раненым, отпевали и хоронили умерших.

К началу первой мировой войны (к августу 1914 г.) в войсках русской армии было около 1000 священнослужителей, а уже на конец 1917 года их число достигло 5000 при численности вооруженных сил 5460955 человек.

В полках, учебных заведениях, штабах армий и округов были созданы военные церкви. А во время воины были походные военные церкви. Каждая воинская часть и военно-учебное заведение имели свой религиозный праздник и почитали свою икону. Именно церковь, по сути своей являлась центром патриотического и духовно-нравственного воспитания воинов. В военных соборах и церквах были увековечены погибшие в сражениях воины с момента основания полков. Как правило офицеры — поименно в хронологическом порядке по баталиям, а низшие чины — по количественным показателям.

Цель воспитания российского воинства военные священники достигали в основном богослужениями и проповедями. Богослужения в армии и на флоте совершались, как правило, в воскресные и праздничные дни, в честь именин членов императорской семьи, побед русского оружия и праздников частей и кораблей. Ритуал являлся обязательным для всего личного состава войск, и это подкреплялось специальным распоряжением командира воинской части.

Военные священники в войсках стали носителями полковых традиций. Их роль в формировании, сплочении воинских коллективов резко возросла. Ввиду этого протопресвитер в Руководственных указаниях потребовал от полковых священнослужителей «приложить все свои силы к поддержанию мужественного настроения как в отдельных воинах, так и в целых воинских частях, следя за настроением своих пасомых, развеивая их сомнения, отражая злые веяния, идущие со стороны, напоминая возможно чаще об огромном значении переживаемого момента и об огромной важности должного исполнения каждым из нас в эту пору своего долга».

Словом, в армии религиозность пронизывала каждый элемент воинской службы. Находясь рядом с защитниками Отечества, военные священники поддерживали моральные силы солдат, особенно много внимания уделяли молодым солдатам — «новикам», утверждали в воинских коллективах чувства добропорядочности, товарищества и взаимопомощи. Военные священники обучали солдат грамоте, читали письма от родных, помогали составлять письмо семьям. Находясь в солдатской среде, они знали духовный мир солдата и оказывали постоянное влияние на его формирование и развитие.

В российской армии православные генералы и полковники составляли около 85 процентов, остальные 15 процентов были лютеране, магометане и армяно-грегорианцы. Религиозный состав нижних чинов был таков: православных 75 процентов, магометан 2 процента, католиков 9 и лютеран 1, 5 процента. Из сопоставления видно, что православие несло наибольшую часть тягот военной службы, и это в значительной степени обусловливало высокий процент начальствующего состава из православных.

Таким образом, исследование исторического опыта Русской Православной Церкви и военного духовенства показывает, что они вносили существенный вклад в духовно-нравственное воспитание воинов.

Подготовил подполковник В. ТИТКО,
преподаватель ВТИ ЖДВ п ВОСО,
кандидат исторических наук,
Санкт-Петербург

 

В других номерах:

Екатеринбургская епархия

К 200-летию со дня освящения Никольского храма с. Быньги

В мае 1789 года в Быньговском заводе был заложен одноэтажный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. В грамоте, выданной по благословению Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского написано «Алапаевскому заказчику иерею Петру Чиркову.

 
Жития святых

Печальник по земле русской

Аляска, маленький островок Еловый, отделенный нешироким Узким проливом от другого, большого острова Кодьяк. На Кодьяке целый город со всеми его соблазнами, а здесь, за проливом — одно лишь рыбачье село с лавкой и почтой.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс