Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (58) → «Свободный» союз или семейные «узы»?

«Свободный» союз или семейные «узы»?

№24 (58) / 24 января ‘96

Проповедь

Сегодня жизнь стала как бы намного проще: мужчина и женщина могут спокойно наслаждаться «семейным» счастьем не только не имея на то Божия благословения, но и — минуя порог ЗАГСа — через «черный» ход. Сейчас это называется «гражданским браком» или свободным союзом.

Учитывая перешедший в совершенную (а потому опасную) глупость стереотип о том, что штамп в паспорте или венчание уничтожают пресловутую свободу в отношениях двух любящих друг друга людей, гражданские союзы в современном мире имеют определенный успех. Сомнительно только, что для российского менталитета они когда-нибудь станут нормой — как на Западе, например, хотя подобный «цивилизованный» взгляд на любовь соблазнителен.

Может показаться странным, что мы затеваем подобный разговор на страницах «Православной газеты», однако… Оправдательная версия о снисхождении к духовной немощи сегодняшних людей, о необходимости учитывать дух времени, звучит настолько убедительно, что грех любодеяния подчас даже православными людьми воспринимается очень снисходительно.

Итак, тема деликатная. Контраргументы веские. И для того, чтобы хоть как-то рассеять сомнения насчет «свободной» любви, мы решили задать несколько вопросов отцу шестерых детей, настоятелю храма Рождества Христова, протоиерею о. Владимиру Зязеву.

- Батюшка, может быть Православной Церкви в конце XX века действительно пора «пересмотреть» свой взгляд на «свободные» союзы? Современная жизнь сложна, запутана, зачем создавать себе лишние проблемы — это неразумно…

— Мы говорим о слабости современных людей?! Но апостолы, которые пророчествовали, разве не предвидели этого? Они знали обо всех тяжестях нашего времени, и о немощах людских знали, но, тем не менее, мы читаем в Евангелии: «Блудники Царства Божия не наследуют». Слабым же сказано — женись или выходи замуж. Более того, апостол пишет: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». Поэтому ни о каком разрешении Православной Церкви на так называемые «свободные» союзы, речи быть не может. Церковь признает только венчанные браки.

- А если до свадьбы остается несколько месяцев и терять, как будто, нечего?

— Есть что терять. Такие люди только потом поймут, насколько обворовали они себя подобной торопливостью. Они отобрали у себя праздник…

- Хорошо. А они вам скажут, что живут прекрасно. Отношения — идеальные. И может быть, перед тем как идти в ЗАГС или под венец, еще подумают: «Стоит ли?» Вот их знакомые повенчались, но живут плохо, ругаются, кроме того, обнаружили у себя супружескую несовместимость… А пожили бы они вместе до официального брака, узнали бы обо всем заранее, так и семью бы заводить не стали…

— Во-первых, кто зачем заводит семью… Брак — это не только наслаждение, но и громадное терпение. Во-вторых, не очень-то верю я в такую любовь — в крепость и продолжительность ее. «Не хвались тремя днями, а хвались тремя годами». Но, даже если хвалиться можно и 10-ю годами, все равно это грех перед Богом. И если эти люди действительно православно-верующие, они не смогут долго и спокойно жить вместе без Божия благословения. А когда совесть неспокойна, может ли человек быть счастлив?

В-третьих, сам венец дает только благословение, которое вовсе не волшебная палочка. Жить и правильно строить отношения люди должны самостоятельно. Господь здесь будет только помогать. А то ведь у нас как бывает? Венчаются, а в храм не ходят, не молятся, не исповедуются, не причащаются. Таким людям одно венчание, конечно же, мало что даст, потому что пренебрегли благодатью Господней. Во время таинства венчания священник всегда произносит напутственное слово о том, как надо жить. А молодые? Бывает, что еще венчаются только, а уже на других, рядом стоящих парней и девушек поглядывают!… Как такое понять? Их ставят на дорогу, ведущую к земному счастью и в Царство Небесное, а они по этой дороге не идут. Так кто же будет виноват потом в их бедах — Церковь или они сами? За любовью, как за огоньком в лампадке, надо постоянно следить, поддерживать ее. Я считаю, что если любовь настоящая, люди все сделают, чтобы быть вместе и узаконить свои отношения. А чего ж они боятся?

- Ответственности…

— Вот! С этого и надо начинать. Позвольте, «я тебя люблю, но ответственности за тебя нести не хочу». Так получается? «Господи, я в Тебя верую, но не желаю выполнять Твои уставы». «Мама, я помню, что ты меня в тяжестях и страданиях выносила, родила, воспитала, и я тебя люблю, но ответственности за твою старость и болезнь не несу…» Человеку хочется освободить себя от всяческой ответственности — перед Богом, перед родителями, перед близким человеком, перед обществом… Это уже не свобода, а беспредел.

Что касается супружеской несовместимости, надо разбираться в каждом конкретном случае, но твердо знать, что нравственное падение не рождает ни душевного, ни физического комфорта. И еще: нужно верить, что в настоящей, глубокой любви, когда люди созданы друг для друга Господом, такого быть просто не может. Здесь большое значение имеет как раз венчание. Если брак венчанный, значит это благословленный Богом союз, и все трудности, препятствия на пути молодых происходят по воле Божией. Попускаются мужу и жене как испытания, которые надо с мужеством и любовью преодолевать, твердо веря в победу, торжество любви.

- А если люди еще духовно не готовы к венцу? Или один из них против?

— Да, к сожалению, сейчас многие воспринимают венчание лишь как красивую, модную формальность, а не таинство, установленное для нас Самим Господом Иисусом Христом. И только повседневная жизнь по заповедям Божиим способна привести людей к истинному осмыслению этого таинства.

Когда кто-то из супругов не хочет венчаться, молитесь за него, и Господь вразумит его. Главное — все делать с любовью. Я знал одного молодого человека, который побоями заставлял свою жену… молиться. Это не любовь…

В Евангелии написано, что неверующая жена освящается верующим мужем, и наоборот, а также — неверующая жена не должна быть оставляема верующим мужем, если она согласна жить с ним, и неверующий муж, соответственно, не должен быть оставляем верующей женой, если согласен жить с ней.

- В семейной жизни все может быть: охлаждение, измена… Господь, призывая к Себе людей, знает наверняка, что его любовь и любовь к Нему принесут человеку спасение, счастье… А как такое несовершенное создание как человек может с уверенностью считать, что именно его высокие чувства — его нежность, его внимание, его любовь — к другому человеку могут принести этому другому счастье, что они нужны ему? Иными словами — нужно ли за любовь бороться?

— Царство Божие нудится. За вечную любовь, за правду надо бороться. Почему нельзя бороться за любовь близкого тебе человека? Но борьба бывает разной… Если случилось в семье непонимание, неверность, первое, что надо сделать — это всем сердцем, всей душою обратиться с горячей молитвой к Господу. Пусть вся горечь и боль от нанесенной обиды перейдут не в крик, не в отчуждение, а в молитву. И если Богу угодно, Он все устроит. Без воли Божией ничего у человека не будет.

Любовь ведь состоит из очень-очень многих вещей… Юноша полюбил девушку. Почему? Она его может выслушать, если он устал — поймет, успокоит. А она почему его любит? Он внимателен, ласков, с ним приятно бывать в обществе, он очень общительный… Вот из таких, казалось бы, незначительных моментов и складывается любовь. А когда в тебе есть любовь, то она даже против твоей воли будет выплескиваться наружу, зажигать другого человека.

Часто люди сходятся по глубокой-глубокой любви. И вдруг… Он изменяет ей. Почему? Здесь есть над чем подумать. Например, такая ситуация. Муж уходит рано утром на работу, жена еще спит. Вечером приходит, а она до сих пор непричесанная, обед не готов, в доме беспорядок. Он псперпит-погерпит, да уйдет с товарищем, тот его к другой женщине в гости приведет. А уж она-то перед ними в таком неприглядном виде не предстанет… Да, муж виноват, страшно виноват перед Богом, перед женой, и ее вина здесь не оправдывает его. Все равно он предал, забыл человека, в верности которому клялся.

Или — изменяет женщина. Спрашиваю ее» «Зачем?» Она: «Батюшка, я понимаю, что грешу, падаю, но от него так всегда перегаром несет! Замучилась с ним!» И ее это не оправдывает. Прелюбодеяние — страшный грех. Приставка «пре» значит против. Против любви идешь.

В поисках мнимой свободы мы попадаем в тяжелейшее рабство греха. Можем позволить себе вольные отношения с кем угодно. Но страшно согрешить один раз. Во второй, в третий будет легче, а потом человек не сможет остановиться. И такие «Дон Жуаны», как правило, редко бывают счастливы. Душевный исход блудника — «мерзость запустения и окамененное нечувствие».

А вот другая история. Уж она его так любила, так любила! Ходит за ним, дрожит: «Что тебе приготовить?» Он возьми да скажи: «Сегодня я желаю съесть жареного индюка!» И вот она бегает по всему городу, ищет этого индюка… Муж ее спросит о чем-нибудь: как ты думаешь? Она — как ты думаешь, так и я. Он жалуется: «Батюшка, но ведь хочется, чтобы мне хоть иногда и на недостатки мои указывали… А то я самый умный, самый сильный, самый красивый! Меня это тяготит».

Вот, и такое бывает. А другие, наоборот, ссорятся с утра до вечера. А хорошо бы чувствовать «золотую серединку» всегда… Трудно. Конечно, трудно. Зато наградой — мир да любовь.

- Спасибо, отец Владимир, за беседу.

Маргарита СИТДИКОВА
Екатеринбург

 

В других номерах:

Проповедь

Архиепископ Костромской и Галический Александр: Молодежь — это будущее нашей страны, будущее России, будущее Русской Православной Церкви

- Владыка, Вы впервые в нашей Епархии или Вам уже приходилось бывать на Урале?— Вы знаете, мне довелось побывать во многих уголках нашего Отечества и за его пределами, но быть за Уралом как-то не доводилось. Поэтому сегодняшнее пребывание в Екатеринбурге — это первое посещение этого города.

 
Проповедь

Правила благочестивого поведения в храме

Дом мой есть дом молитвы(Лк. 29, 46).

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс