Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера →  → Социальное служение Русской Православной Церкви

Социальное служение Русской Православной Церкви

Проповедь

В этой теме:

Проповедь
Как мы молимся?

«Гражданское общество и благотворительность» — так называлась II Международная конференцияблаготворительных обществ и организаций, проходившая в Екатеринбурге 23–27октября.
Около 400 представителей Российского и Областногоправительств, Госдумы, Совета Федераций, других государственных структур,коммерческих, общественных и религиозных организаций всех регионов РоссийскойФедерации и зарубежных стран собрались в нашем городе, чтобы обсудитьзарубежный и отечественный опыт взаимодействия государственных, коммерческихи общественных организаций по построению гражданского общества.

Русскую Православную Церковь на конференциипредставлял священник Димитрий Байбаков.

От имени Русской Православной Церкви, Екатеринбургской Епархии, ее правящегоархиерея епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона приветствуюуважаемых организаторов и всех участников II Международной конференции«Гражданское общество и благотворительность».
Замечательно, что ныне здесь, в условияхтяжелейших социальных потрясений, междоусобных национальных конфликтов,хаосе мнений, прогнозов и лозунгов звучит призыв к милосердию, а не к насилию и агрессии. Хотя нельзя не заметить, что до сих пор слова «милосердие»и «благотворительность», с одной стороны, имеют некоторый конъюнктурныйоттенок, особенно насыщая собой лексику некоторых политизированных деятелейна время избирательных кампаний, а с другой, так полностью и не раскрытаглубинная суть этих понятий, поскольку, по большому счету, они все ещене стали неотъемлемой частью общественного мышления. Большая часть нашихсограждан все еще склонна воспринимать благотворительность как некую государственнуюфункцию, осуществляемую либо через систему социального обеспечения, далекуюот совершенства, либо через благотворительные общества, в лучшем случаемало чем отличающиеся от государственных структур, а в худшем — быстрокомпрометирующие себя деятельностью, от благотворительности далекой.
Между тем, нужно ли искать какие-то новыепути благотворительности и оказания милосердия людям, нуждающимся в них,когда в нашем Отечестве веками эта деятельность была одной из главныхфункций Православной Церкви?
Языческая древность была эгоистична. Человеколюбие,милосердие, забота о ближнем вовсе не считалось добродетелью. Всякий индивидпреследовал исключительно собственные интересы, нисколько не заботясьо других, потому что язычники знали только земную жизнь. Древность не знала снисхождения к слабым, сострадания к угнетенным, заботы об убогихи бедных, попечения о преступниках. Это все было чуждо язычеству. Толькопринятие христианства в корне изменило нравственные понятия людей, внеслов жизнь новый идеал, совершенно противоположный прежним понятиям: вселюди братья, дети одного Небесного Отца и составляют одну великую семью.В отношениях между ними полагается новое начало братской любви. Именнобратской -потому что над нами наш общий Отец.
И не случайно поэтому с крещением Руси,со строительством храмов сразу же началось обустройство при них учрежденийпризрения. Так, еще в 1091 г. епископ Переяславский Ефрем приказываетстроить больницы «для безвозмездного врачевания всех приходских».
Еще более активизировалось социальное служениеЦеркви с учреждением и развитием монастырей. Вся отечественная медицинавышла именно из монастырей. И первыми врачами на Руси были именно монахи.Первый же государственный акт относится к 1551 г., когда в царствованиеИоанна Грозного при составлении судебника была выработана статья о необходимостипопечения о нищих и больных. Светский тип врача и светская больница появилисьеще позднее.
В России 18–19 веков церковной благотворительностьюбыли охвачены практически все нуждающиеся в ней. Помощь оказывалась и жертвам войн — солдатам, раненым, «военноувечным» (так ранее называлисьинвалиды войны), семьям военнослужащих, недужным, престарелым. Получалиее и нищие, безграмотные, сироты, безработные, погорельцы. Значительнаяпомощь оказывалась и морально оступившимся людям — алкоголикам, осужденным.Как правило эта деятельность осуществлялась либо самими приходами и монастырями, либо обществами благотворительности, учрежденными при них. Если же таковыефункционировали при муниципальных органах управления. Церковь принималасамое активное участие в их работе. В рамках благотворительной деятельностиорганизовывались лазареты, больницы. Божии дома (приюты), где тяжелобольных,инвалидов, сирот и бездомных обслуживали сестры и братья милосердия из числа мирян-доброхотов или послушники монастырей. Открывались столовые,чайные, в которых все нуждающиеся могли получить питание по существенносниженным ценам либо бесплатно. Создавались также производственные мастерскиеи церковно-приходские школы, в которых бесплатно обучали грамоте всех,кому это было нужно. Вместе с тем, Православная. Церковь проводила большуюработу по воспитанию прихожан в духе милосердия и побуждала их к личнойблаготворительности.
Ярким примером, а может быть и высшей точкойразвития церковной благотворительности в России, была созданная в Москвев 1905–1910 гг. Великой княгиней Елизаветой Федоровной, принявшей впоследствиимученическую кончину близ Алапаевска, Марфо-Мариинская обитель. По замыелуосновательницы, ныне причисленной к лику святых, здесь должны были соединитьсявоедино две добродетели: служение Господу через помощь ближнему и непосредственноеслужение Богу через молитву и работу над собой. Это был монастырь, сочетавшийв себе благотворительнуюи медицинскую работу, монастырь, обращенный к нуждам мира. Сестры шлив дома заболевших бедняков, трудились в монастырской больнице и аптеке,в бесплатной столовой и библиотеке, шли в госпитали и лазареты. С началомПервой мировой войны многие из них в качестве сестер милосердия находилисьна фронтах. В монастырском приюте для девочек- сирот обучали медицине,уходу за больными, рукоделию. Был обустроен специальный дом для девушек,работавших на фабриках, и бедных студенток.
К 1917 г. обитель насчитывала 150 сестер,ее деятельность приобретала все больший размах, она становилась подлинновсероссийским центом милосердия. Ангельской доброте Елизаветы Федоровныи ее сподвижниц не нужны были ни премии, ни известность. Единственнойих целью было нести людям утешение. И может быть главным достижением ЕлизаветыФедоровны являлось объединение вокруг цели бескорыстного служения обездоленнымсамых разных слоев русского общества. Это была программа служения всех— всем. Без различия национальности, сословия, вероисповедания. Обществупомогали аристократы и купцы, художники и писатели, врачи и духовенство,простые люди и даже те, кто «не интересовался» религий. ПросуществовалаМарфо-Мариинская обигель до 1926 г.
В соответствии с постановлением ВЦИК и СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях» Церкви было запрещенозаниматься благотворительной деятельностью в любых формах. Были закрытывсе приходские учреждения (а, к примеру, в Москве практически при каждомприходе был пусть небольшой, но дом старчества), ликвидированы все церковныепопечительства -около 20 тысяч, почти двести монастырских больниц. Приходампод страхом уголовной ответственности было запрещено оказывать даже конкретно-адреснуюпомощь своим прихожанам. Сами понятия «милосердие», «сострадание» сталикак бы составным компонентом «опиума для народа». На долгие десятилетияПравославная Церковь в России была от общественной деятельности отлучена.В годы войны, правда, от помощи не отказывались и в общей сложности на нужды обороны Русской Православной Церковью было перечислено свыше 150млн. рублей. Позже власти сами «выжимали» из Церкви до 50, а то и вышепроцентов дохода в Фонд Мира. Благотворительностью это, конечно, назватьсложно, скорее — оброк, ибо интересовали только деньги.
Даже в марте 1988 г. председатель Советапо делам религий Харчев докладывал преподавателям ВПШ: «Сейчас в Москве,да и вообще в крупных городах, катастрофически не хватает низшего медперсоналав больницах — обычных нянечек. Только в Москве не хватает 20 тысяч. Церковныедеятели обратились к нам с просьбой разрешить им деятельность милосердия.Что делать: разрешить или не разрешить? Разрешить, пусть выносят «утки»?А как при этих условиях будет выглядеть политический и моральный обликкоммуниста, если умирающий человек будет умирать с мыслью, что советскаявласть не может ему «утку» подать? Мы не можем сейчас разрешить благотворительнуюдеятельность».
«Малую травку родить труднее, чем разрушитькаменный дом» — писал Василий Розанов. Очень трудно, не так быстро как хотелось бы, происходит возврат Церкви к социальной деятельности. Толькос 1990 г., всего пять лет, как было возвращено право заниматься деламимилосердия и благотворительности.
Но в каком состоянии Русская ПравославнаяЦерковь получила это право? Из 60 тысяч церквей — 6 тысяч, из тысячи монастырей— 20, из 120 тысяч духовенства — 10 тысяч на всю Россию. В Свердловскойобласти из 600 церквей и 13 монастырей — только 20 храмов и ни одногомонастыря, из 900 священнослужителей — 50. Плюс оторванный от своей веры,от своих корней народ и отсутствие какой- либо финансовой помощи извне.Православная Церковь была самым настоящим образом обескровлена.
Другой трудностью, препятствующей активноиспользовать данную законом возможность, являлась и до сих пор являетсяситуация в самой Церкви. Десятилетия государственного безбожия привелик забвению навыков и форм приходской социальной работы. Но проблема не только в утрате знаний и нехватке средств. Проблема в том, что сам приходза это время изменился под государственным прессингом: далеко не всегдапока он являет собой подлинную, деятельную общину. В больших городах приходысостоят из людей мало или совсем незнакомых друг другу. Но и в небольшихприходах у прихожан недостает навыков общения и совместной работы на общееблаго. Большинство прихожан не связывают с храмом иных обязательств, крометех, которые имеют отношение к богослужению. И это не вина наших верующих.Сегодня в Церкви уже три и даже четыре поколения, для которых приходскаяжизнь рамками закона была строго ограничена только богослужением, и многиепросто не имеют представления об иных ее формах. И там, где речь идето финансовой помощи, предположим, детскому дому, у крупных приходов большихзатруднений не возникает: Но Церковь — это не банк. И она никак не должнаограничиваться только финансовой, пусть и весьма нужной, помощью.
Большого уважения и признательности заслуживаютсвященнослужители и миряне, которые за небольшой промежуток времени оказалисьспособны организовать братства, сестричества, иные добровольные объединениядля оказания помощи страждущим. И несмотря на существующие трудности,есть основание надеяться, что наша Церковь окажется способной в прежнеймере, но на новом уровне возродить служение милосердия и братской любви.
На чем основывается такая надежда? На том,что по действию Промысла Божия наша Церковь, лишившись многого, сохранилаглавное. Она сохранила таинственную благодатную жизнь, имеющую своим центромЛитургию, Божественную Евхаристию, через которую Дух Святой человеческуюобщину преобразует в Тело Христово. Именно этим главным церковная общинаотличается от любой другой группы людей или коллектива, именно в этомглавном — ее сила, ее духовный потенциал, а значит, и жизнеспособность.И на вопрос: есть ли у Русской Православной Церкви возможность ответитьна вызовы нашего трудного времени — вместе с апостолом Павлом в смирениии простоте сердец мы можем сказать: «Немудрое Божие премудрее человеков,и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор. 1, 25).
Примеров тому сегодня, к счастью, можнопривести немало. Возрождается Марфо-Мариинская обитель. Ее сестры, чутьболее 20 человек, ежедневно обслуживают совершенно безвозмездно около200 больных и престарелых: ухаживают за ними, ходят в аптеку, за продуктами,ведут домашнее хозяйство. Какая искренняя и бескорыстная любовь исходитот них! При Первой городской больнице Москвы, вернее при ее больничномхраме во имя Царевича Димитрия, уже пять лет существует община сестермилосердия, ежедневно посещающая наиболее тяжелые отделения клиники, ухаживающаяза тяжелобольными. Позже на базе больницы и этой общины было открыто Свято-Димитриевскоеправославное училище сестер милосердия, выпускницы которого трудятся в Первой городской, Институте Склифасовского и других клиниках. Буквальногод назад этой же общиной был открыт православный детский прпют.
Интересен опыт больничного храма во имяИконы Божией Матери «Целительница» при Институте клинической психиатрии.Оба священника этого храма по гражданскому образованию — врачи-психиатры.Помимо духовного окормления пациентов института ими создан Православныйцентр солидарности для лиц с алкогольной и наркотической зависимостьюв подмосковном селе Ромашково, где желающие освободиться от этих страстейполучают эффективную духовную и медицинскую помощь.
В Петербурге усилиями Санкт- Петербургскойепархии и органов здравоохранения открыта первая после 1917 г. «Церковнаяблаготворительная больница святой блаженной Ксении Петербургской» для престарелых малоимущих людей. Двухэтажный корпус рассчитан на 55 коек.Помимо врачебной помощи пациенты будут получать и духовное окормленпе,иметь возможность исповедоваться, причаститься, собороваться.
Небольшой дом престарелых открыт при ЯрославскомТолгском монастыре, где монахини, многие из которых имеют медицинскоеобразование, ухаживают за одинокими пенсионерами.
По всей России, в областных центрах и небольшихгородках, священнослужители и миряне посещают детские сады и дома старчества,интернаты и тюрьмы, больницы и военные госпитали, оказывая посильную материальнуюи духовную помощь.
Екатеринбургская епархия, насчитывающаясегодня около 150 приходов, 7 монастырей и около 200 священнослужителей,также не остается в стороне от этой деятельности. Так, после страшногопожара в Верхотурье в мае прошлого года православные приходы епархии собралидля погорельцев десятки миллионов рублей, несколько машин с одеждой и домашней утварью. Только Епархиальное Управление на свои средства закупилона 20 миллионов необходимых вещей, передав этот дар для распределениямежду нуждающимися.
При епархии создано постоянно действующееправославное общество «Милосердие», куда ежедневно обращаются десяткилюдей, получая конкретную помощь — деньгами, одеждой и обувью, направлениемна лечение, добрым советом.
Миссионерско-катехизаторский отдел епархииуже неоднократно проводил курсы занятий для желающих избавиться от куренияи алкогольной зависимости. Приглашал ведущих богословов и проповедниковиз Москвы для чтения публичных бесплатных лекций по истории христианстваи другим темам. Совсем недавно, в канун 110-летия епархии, в Доме Киносостоялся благотворительный показ православных фильмов.
При Областной психиатрической больницеЕкатеринбурга уже третий год несет свое служение больничный приход во имя святого Целителя Пантелеймона, созданный по инициативе администрациии врачей клиники. Священнослужители и постоянные прихожане храма помимобогослужебной деятельности заботятся о духовном окормлении пациентов,в том числе и нескольких детских отделений. При храме открыта воскреснаяшкола, библиотека, регулярно посещаются отделения. На Пасху и Рождествобольным делаются подарки, организуются выступления церковного хора. В ближайших планах — строительство комплексного храма Целителя Пантелеимона,техническая документация на который практически готова и сейчас требуетсялишь помощь спонсоров. Комплекс будет включать в себя не только храм,воскресную школу и библиотеку, но и церковную поликлинику, аптеку, а в дальнейшеми общежитие — приют для нуждающихся.
Планируется также открытие Дома милосердиядля малоимущих и приюта для девочек в области и дома престарелых в Екатеринбурге.
К великому сожалению, не всегда пока хватаетсил и возможностей для удовлетворения всех просьб о помощи, но постепеннодела милосердия становятся естественным компонентом церковной жизни. И может быть, стоит уже подумать о создании долгосрочной программы помощистраждущим с активным участием Православной Церкви. Распределение средств,выявление лиц, особо нуждающихся в участии, обмен опытом, поиск новыхформ духовной и социальной помощи — все эти задачи могли бы успешно решатьсяпредставителями Церкви совместно с другими общественными организациями.
Многие люди ждут нашего участия. И пустьрука братской помо- щи будет протянута каждому. нуждающемуся в ней. Мыготовы сотрудничать со всеми, для кого благотворительность — не рекламнаяакция, не зарабатывание политических капиталов, не выставление напоказсобственной личности, не вербовка своих приверженцев, а действенная любовьк ближнему.
Мы призываем на деле исполнить завет ХристаСпасителя: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
ЛИТЕРАТУРА:
1. Митрополит Кирилл «Церковь в отношениик обществу», ЖМП 2, 1990
2. о. Всеволод Чаплин «Церковь и благотворительность»,ЖМП 6, 1989
3. «Концепция возрождения духовного просвещенияи благотворительности», ЖМП 7, 1991
4. Е. Пяткин «Деньги милосердия», ЖМП 9, 1992
5. М. Руденко «Будьте милосердны… мир оставляю вам», ЖМП 11, 1991

Священник
Димитрий БАЙБАКОВ

 

В других номерах:

Проповедь

Как мы молимся?

Иван Иванович Бенедиктов хорошо известен в Екатеринбурге: профессор, доктормедицинских наук, заслуженный деятель науки РСФСР, заведующий кафедройакушерства и гинекологии Уральской медицинской академии. Многие знаютИвана Ивановича как человека глубоко верующего, постоянного прихожанинаодного из храмов города.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс