Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (29) → Проповедь, произнесенная в храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной академии за ранней литургией 16 октября 1955 года

Проповедь, произнесенная в храме Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) духовной академии за ранней литургией 16 октября 1955 года

№16 (29) / 16 января ‘95

Проповедь

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа!

«И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Так писал св.апостол языков Павел своей пастве.

Какими же мы с вами будем хвалиться немощами, чтобы в нас тоже обитала сила Христова? Будем хвалиться немощами нашими в любви к нашим врагам.

Дорогие братья и сестры, мы слышали сегодня за Божественной литургией в евангельском чтении о том, как Господь наш Иисус Христос, призывая нас к совершенству в любви Божией, дал нам заповедь любви не только к нашим ближним, но и к нашим врагам.

Мы с вами, дорогие, можем похвалиться добрыми качествами нашего сердца, а именно: нашей любовью к людям, нашими добрыми делами.

Кто из нас не испытал горячей любви или к приветливым родственникам, или к родителям, которые сердечно любят нас, или к любимой жене, или к милым детям, или к верному товарищу, или вообще к человеку доброго сердца?

Не ошибемся, если скажем, что все мы эту любовь испытывали и испытываем.

Кто из нас не испытывал приятного чувства, когда кто-нибудь из нас сделал доброе дело человеку, который нам платит взаимно тем же? Кто из нас не побуждался доброхотно одолжать наших друзей, родных, добрых людей и всех тех, от кого мы получаем обратно столько же?

В этом отношении все мы безупречны. Но мы исполнены только взаимной любви, поскольку мы любим больше тех, кто нас любит, делаем добро тем, кто нам платит тем же, одолжаем тех, кто своевременно возвращает нам долг.

Хотя Господь Иисус Христос и заповедал нам взаимную любовь, без которой истинная христианская жизнь немыслима, для достижения наиболее совершенной любви Божией одной лишь взаимной любви недостаточно. Такая любовь еще не ведет нас на небо по пути духовного прогресса, по пути наивысшего совершенствования наших душ. Такая любовь и добрые дела свойственны всем людям. В этой любви и в этих добрых делах принимают участие и люди, еще не познавшие путей к духовному совершенству, люди различных христианских конфессий, различных религиозных убеждений или совсем неуверовавшие в Бога. В каждом человеке, какого бы ни был он убеждения, заложен естественный нравственный закон. Нам всем по природе свойственно любить близких, родных, всех любящих нас. Но не такую любовь предлагает нам Христос для подлинного христианского совершенства. Он сказал: «И если любите любящих вас; какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро; какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно; какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лук. 6, 32–34).

Дорогие слушатели, для истинного христианина, стремящегося к предельному совершенству, должна быть свойственна предельно совершенная любовь. И такую любовь указал нам Христос. Он сказал: «Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего…» (Лук. 6, 35). Вот такая любовь и благотворительность достойны Бога, потому что Бог есть любовь. И Он по любви Своей к нам дождит на праведных и неправедных. По любви Своей Он милосердствует к нам, по любви Своей Он благ и к неблагодарным и злым. Только по любви Божией мы существуем и имеем возможность исправлять нашу греховную природу, нашу греховную жизнь и простираться к святости. Бог является совершенным и верх совершенства Его есть любовь. Вот Христос, призывая нас к духовному совершенствованию в Боге, повелевает нам любить врагов наших и быть к ним милосердыми так же, как милосерд Отец наш Небесный. И тогда по Его благодати мы будем чадами Божиими. Мы с вами, дорогие, к тому и призваны, чтобы сделаться детьми Божиими. В этом и заключается весь смысл нашей Вечной Жизни, а также и земной, как подготовительной ступени в Жизнь Вечную. Но, чтобы удостоиться сыновства Божия, мы должны взойти на верх возможного для каждого из нас совершенства, чего возможно достигнуть только через любовь и любовь даже к нашим врагам.

Христос повелевает любить врагов наших. Будем подразумевать под врагами нашими не врагов общественных, которые вредят общественному благополучию людей и достойны общественного презрения, а врагов наших личных. Кто такие наши личные враги? Личные враги наши те, кто оскорбляет наши чувства, задевает наше самолюбие, злорадствует по поводу наших неудач, печалится о нашем благополучии.

Как же мы должны относиться к нашему врагу? Мы должны относиться к нему так же, как отнесся милосердный самарянин к израненному и брошенному страдальцу. Ведь враги бывают или по неразумию, или по неведению, или по зависти врага нашего спасения — диавола. Мы все призваны к духовному совершенству, к спасению, в том числе и враги наши, тем более, когда они плечом к плечу молятся вместе с нами в храме Божием за богослужениями. Враг наш, может быть, тоже стремится ко спасению, к подлинной духовности, но, ослепленный своими греховными страстями, он падает, заблуждается, обнажается боготканной одежды, уязвляется греховными ранами. Так до ненависти ли к нему, когда его нужно пожалеть, выручить из беды? Если мы познали истину, то мы должны послужить для него солью земли, светом. Все мы по степени духовного совершенства различны, но все призваны к духовному росту в меру возраста Христова. Вот поэтому мы и должны помогать друг другу, а по Апостолу носить тяготы друг друга. Мы должны подать погибающему врагу нашему руку помощи хорошим нашим примером. Если он нас ненавидит, мы должны любить его и творить ему добро. Кто знает? Может быть, он чрез наш малый труд будет успешно идти по пути спасения. Может быть, мы удостоимся затеплить светильник веры и любви в его душе и тем самым окажемся соучастниками в устроении Царства Божия.

Но бывает и так, что как бы мы ни любили врага нашего, он все-таки нашим упорным врагом остается. Не будем смущаться этим. Ведь и Христос, вися на Кресте, умирая за наши грехи, чтобы мы все спаслись, привлек к Себе только одного разбойника. Второй же разбойник так и остался неисправным. Но Христос до конца молился за врагов Своих и тем исполнил заповедь любви.

Вот и нам, хотя не удается достигнуть любовию ничего, не следует смущаться, а будем любить врагов наших и делать им добро и тем исполним закон Христов, заповедь Христову о любви.

Как мы должны относиться к врагам нашим, чтобы исполнить заповеди Божии? Так же, как и к себе. Каждый кз нас желает для себя всякого благополучия, .любви к себе от других, сочувствия и т.д. То же мы должны желать всем ближним и даже врагам нашим. Это общее правило мы слышали сегодня в Евангелии, т.е. правило для исполнения заповеди Христовой: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лук. 6, 31).

Но, дорогие, любить врагов, да еще благотворить им — это не так-то легко, без помощи Божией такой подвиг воистину сверх наших сил, практически неосуществим, невозможен. Когда даже только слышим слова Христовы о любви к нашим личным врагам, более того, только помыслим о них, то наши руки опускаются, на нас как будто взваливается какая-то многотонная глыба морального гнета, сдавливающего все силы души. Нам кажется, что Христос возлагает на нас непосильное бремя вместо легкого бремени, и душа наша бывает поражена своего рода отчаянием по поводу неисполнимости повеления Христа любить своего личного врага. Не испытал ли кто из нас этого смущения, да еще в тот момент, когда был предельно уязвлен врагом? Но, дорогие, как бы ни устрашала нас мысль о невозможности исполнения повеления Христа Спасителя любить наших личных врагов, смущаться и отчаиваться в этом не будем. В действительности заповедь Христова о любви к нашим личным врагам вполне реальна, осуществима. Господь же сказал: «… человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19, 26). Исполнение этой заповеди ведет нас к наивысшему духовному совершенству, к наилучшему изменению нашей души, к подлинному духовному возрождению и духовному прогрессу.

Невозможность же исполнения этой заповеди объясняется нашей человеческой немощью. Для того и дано нам жало в плоть, ангел сатаны, удручать нас в нашем бессилии, чтобы мы не превознеслись, духовно не возгордились (2 Кор. 12, 7). Даже апостола Павла, достигшего предельного духовного совершенства, который восхищен был даже до третьего неба, Бог удерживал его удручением его плоти, тем более нам полезны наши духовные немощи для нащих духовных подвигов. Нам важно то, чтобы мы стремились ко всему духовно высокому, светлому, святому, чистому, а Бог нам содействует Своею благодатию в нашем духовном совершенствовании при нашей немощи.

Об этом мы слышали сегодня же в литургийном апостольском чтении, где апостол Павел трижды молил Бога о том, чтобы Он удалил из него жало немоши, но Господь ответил ему «… довольно для тебя благодати Моей; ибо сила моя совершается в немощи» (2 Кор. 12, О). Так что не будем, дорогие, отчаиваться в невозможности исполнения заповеди Христовой о любви к нашим личным врагам. Заповедь эта все-таки исполнима, но исполнима она только при помощи Божией. Хотя мы и не видим успеха в своих подвигах, но при нашем усердном стремлении осуществить эту заповедь сила Христова в нас совершается. Если мы не видим результатов наших подвигов сейчас, то в этом сказываются, как я уже выше сказал, наши человеческие немощи. И они для нас сейчас необходимы во избежание духовной гордости с нашей стороны. Мы знаем много примеров из жизни святых, которые легко восходили по ступеням духовного совершенства, исполняя заповеди Божии, но быстро и падали по своей духовной гордости.

Сила Христова в нас совершается неприметным образом при нашем искреннем стремлении к духовному совершенству. И результат этой силы мы некогда познаем реально. В свое время мы вкусим плоды наших трудов, наших подвигов, и убедимся в том, что иго Христово, действительно, благо и бремя Его легко. И потому, по апостолу Павлу, гораздо охотнее будем хвалиться своими немощами, чтобы обитала в нас сила Христова. Аминь.

Протоиерей (тогда студент)
Василий СЕМЕНОВ
Екатеринбург

 

В других номерах:

Послания Преосвященного Епископа Никона

Из доклада на торжественном акте, посвященном 110-летию образования Екатеринбургской епархии

Ныне мы собрались здесь, чтобы отметить знаменательное событие в жизни нашего края: 110-летие со времени учреждения в нашем крае епархиальной кафедры и внимательно всмотреться в историю наших предшественников, попытаться осмыслить ее ради нашего, собственного видения. Ибо ничего нет случайного в нашей жизни, во всем находят сердце и пытливый ум душеполезную пищу.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс