Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (15) → Благодать и свобода в деле Спасения человека

Благодать и свобода в деле Спасения человека

№2 (15) / 2 января ‘95

Проповедь

Бог, по Своей любви сотворивший мир, не перестает проявлять по отношению к нему Свои промыслительные действия. Особенным предметом Его попечения являются свободно-разумные существа. В Священном Писании благостные действия Божий по отношению к нему именуются благодатью (в широком смысле). Особенно отчетливо, определенно и полно понятие о благодати раскрыто в Новом Завете.

У мужей апостольских объем понятия о благодати, как и в Священном Писании, обширен. Под благодатью понималась тогда чуть ли не вся ветхозаветная и новозаветная история. Догмат о благодати древними отцами Церкви не был тщательно раскрыт, ибо на первый план по обстоятельствам своего времени ставили учение о свободе человека. Более полно выразили православный догмат о благодати свв. Василий Великий и Иоанн Златоуст. Подробное же раскрытие его связано с появившимся в V в. ложным учением Пелагия о благодати. Пелагиане отрицали безусловную необходимость благодати в деле спасения. В ней они видели лишь вспомогательное средство. Блаженный Августин в своей полемике Пелагием развил другое учение о благодати. По блаж. Августину, благодать действует непреодолимо, препобеждает волю человека, даже противоборствует ей. В эпоху схоластики августиново учение отобразилось у Фомы Аквината, а пелагнево — у Дунса-Скотта. По воззрению Фомы Аквината, свобода человека является только формой, в которой Бог действует на человека, а отсюда, естественно, он допускал «безуслрвиое предопределение». Позднее воззрения блаж. Августина были усвоены протестантами. По Лютеру, отношение человека к благодати только пассивное. В новейшее время лютеранские богословы уже допускают взаимодействие благодати и человеческой свободы. Чистое пелагианство было возобновлено в социанстве.

Православное учение о благодати подробно изложено в «Послании восточных патриархов».

Слово «благодать» означает «благой (добрый) дар». Благодать — это дар Божий, не зависящий от заслуг человека. Ап.Павел в Послании к римлянам противоставляет благодати наши дела, наши «заслуги»: «Если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уж благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим. 11, 6). Существо благодати, как дара Божия, не может быть вполне определено в категориях товарного бытия. Точного определения его нет и в Священном Писании. Нам даны только некоторые указания на ее действия, на те средства, чрез которые она проявляется. Предметом действия благодати, на который она свободно изливается, является человек: «Благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, — не от дел, чтобы никто не хвалился» (Ефес. 2, 8–9).

Благодать, как Божественное свойство, принадлежит Богу от вечности, поэтому и действия ее — благоволение и предопределение о спасении людей — проявляются от вечности. Ап.Павел называет ее благодатию, «данной… прежде лет вечных» (2 Тим. 1, 9). Особое действие благодати было вызвано грехопадением человека, и благодать обычно понимается как любовь, спасающая падшего человека.

Вся история домостроительства есть не что иное, как проявление благодати. Благодать есть как бы душа всего Божественного откровения, как ветхозаветного, так и новозаветного; в последнем она во всей полноте проявилась по завершении искупительного Крестиного подвига Господа Иисуса Христа. И с момента основания христианской Церкви — при сошествии Св.Духа на апостолов — началось обильное проявление благодати. С этого момента благодать понимается, собственно, как дар Нового Завета. Св.Ириней Лионский говорит, что благодать едина в своем существе (и в Ветхом Завете и в Новом), но различна в мере и полноте. Благодать в новозаветском понимании, в понимании христианской Церкви, — это сила освящающая и возрождающая падшего человека, в силу искупительных Крестных Страданий Христовых. Освящение человека есть общее дело Святой Троицы, но по преимуществу Святого Духа. Благодать Троичного Божества подается только по вере, т.е. верующему во Христа. Новозаветная благодать совершает наше спасение чрез таинства церковные. В этом, собственно говоря, и заключается новозаветное домостроительство.

Благодать даруется по воле Отца чрез Сына в силу Его искупительного подвига (1 Кор.1, 4), в Святом Духе (Тит.3, 5).

В силу такого участия всех Лиц Святой Троицы в спасении человека благодатью называется различно: благодатию Отца и Иисуса Христа (1 Кор.1, 3; 2 Кор.1, 2), благодатию Духа Святого и благодатию всех Лиц Святой Троицы или Божьей благодатию (2 Кор.13, 13). Об этом мы находим указания и в творениях древних отцов. Так, св.Ириней Лионский говорит: «Отец соизволяет и повелевает, Сын делает и устрояет, а Дух питает и возвращает, человек же мало-помалу преуспевает и восходит к совершенству», или: «Дух действует, Сын служит, Отец одобряет, человек же усовершается во спасении». Св. Василий Великий говорит, что в благодати Святого Духа нам даруется благодать Сына и Отца, что Христа мы воспринимаем только в Духе, что Только в Нем (в Духе) мы приводимся Христом к Отцу, что Дух Святой есть по преимуществу Освятитель наш. Тертуллиан пишет, что человек спасается чрез Христа Духом Святым, возводится Духом чрез Христа к Богу Отцу.

Дух Святой — Совершитель нашего спасения, ниспосланный от Отца Сыном Божиим для усвоения людьми плодов искупительных подвигов Христа. Дух Святой, благодать Св.Духа, оправдывает, возрождает человека в крещении. Благодатию Божией мы спасаемся, возрождаемся, освобождаемся от грехов и порочной жизни и преуспеваем в совершенстве. Благодать и начинает, и соделывает, и завершает наше спасение. «Благодатию Божиею семь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился; не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною» (1 Кор.15, 10).

Однако спасающее действие благодати зависит и от свободы человека. Благодать не насилует волю человека, ибо свобода воли есть неотъемлемый дар Божий, но подвигает ее ко спасению. Как же действует благодать на человека, наделенного даром самоопределения? Она действует постепенно, согласно направленности свободы человека, созидает спасение человека вместе с природными дарованиями человеческой души. Об этой постепенности говорят, например, св.Григорий Богослов и Тертуллиан. Св.Григорий Богослов ставит эту постепенность в связь со свободой человека. Тертуллиан же говорит об этом так: «Господь послал Параклита (Утешителя, Духа Святого. — прот.В.С.) для того, чтобы человеческая ограниченность, не могущая воспринимать все сразу, мало-помалу исправлялась, упорядочивалась и приводилась к совершенству чрез дисциплину… Духом Святым».

Проявления благодати в этом мире сложны. Св.Иоанн Златоуст говорит, что благодать состоит из влечения Отца, руководства Сына, помощи Духа Святого. Действие первых двух моментов отлично от действия третьего. Благодать имеет, так сказать, разновидности. Подобно этому и свободная воля человека, по мысли того же св.Иоанна Златоуста, представляет нечто сложное, состоя из отдельных моментов — от зачаточного до окончательного.

«Послание восточных патриархов» различает два вида благодати: благодать предваряющую — просвещающую и благодать особенную — оправдывающую.

Предваряющую благодать, по св.Иоанну Златоусту, составляют первые два вышеупомянутые момента — влечение Отца и руководство Сына. Действие ее заключается в познании человеком Божией истины; она указывает человеку нужное для спасения; «путеводит всех"; «споспешествует ищущим ее, но не противящимся ей». Она есть благодать Бога как Творца и Промыслителя, так, как этой благодатию человек ведется к спасению не только преестественными действиями, но и естественными путями. Поэтому, в этом именно смысле, она может быть названа благодатию промыслительной. Промыслительная благодать начинает наше спасение, так как сам человек, поскольку первозданная природа его повреждена грехом, не имеет достаточных сил для спасения, хотя и стремится к добру. Первое проявление в этой благодати есть призыв к покаянию и вере.

Особенная же благодать уже содействует, укрепляет, постоянно совершенствует верующих во Христа в любви Божией, оправдывает и делает предопределенными ко спасению. Тот и другой вид благодати воздействует на человека через известные посредства и обстоятельства, являющиеся орудиями благодати. Для первого вида благодати орудием действия являются слово Божие, спасительная проповедь о Воскресшем Господе и т.п., действие ее заключается в образовании покаянных движений в душе человечества, совокупность которых называется обращением. Посредствами второго вида благодати являются церковные таинства, и действие ее заключается в оправдании, освящении (высшая степень духовного совершенства) человека.

Благодать и свобода, по учению Нового Завета, являются одинаково необходимыми в созидании спасения, на благодати усвояется господствующее и преобладающее значение: «Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе (Ефес. 3, 20–21).

«Послание восточных патриархов» признает синегиризм (взаимное действие) благодати и свободы, хотя и не дает о нем точного понятия. Благодать и свобода действуют всегда совместно и как бы взаимосвязаны. Находясь в зависимости одна от другой, благодать и свобода действуют как бы одна в другой, в органическом единстве. По выражению епископа Феофана Затворника, благодать и свобода «взанмовыходны». Как и вначале, весь дальнейший путь спасения совершается взаимодействием этих сил, при господствующем положении благодати. Св.Василий Великий говорит, что для преуспеяния человека необходимо соединение человеческого подвига (старения) и высшего действия, и одно без другого недействительно. Св.Григорий Богослов, указывая на труды человека в деле спасения, признает их не причиной спасения, а условием для успешного действия в нас благодати. Св.Ириней Лионский говорит, что благо достигается не без собственного движения, старения и упражнения человека. Еще большее господствующее положение усвояет благодати св.Киприан Карфагенский, который в то же время настаивает на энергичном проявлении человеческих сил в охранении полученного дара Божия. Для совместного созидания нашего спасения Богом и самим человеком необходимо общение человека с Богом. В этом общении Бог преизбыточествует милостию и любовию к человеку и совершенствует его Духом Святым во Христе, а человек свободно осуществляет волю Божию. Благостное общение Бога с разумной тварию составляет сущность Царства Божия, и это богообщение называется на богословском языке благодатию в теснейшем смысле.

Процесс действия благодати Божией начинается с взаимного действия всех моментов свободы человека и благодати.

Предваряющая благодать руководит человека промыслительными путями к воспринятию оправдывающей благодати, развивает свободу человека от зачаточного момента, приготовляя, например, к принятию Евангелия тех, которые не слышали его. Эта предшествующая человеческой свободе благодать призывает человека ко спасению через различные внешние обстоятельства (проповедь, окружающая христианская среда и т.п.). Плодом воздействия предваряющей благодати является покаянное чувство, движение в душе человека, которое называется обращением. Первое проявление ее есть призвание ко спасению (Мф.3, 2). Эта благодать чрез слово Божие и другие посредства пробуждает в человеке желание спасения, указывает ему выход их греховного состояния. В человеке появляются начатки веры и покаяния, на первых порах принятые более умом, нежели сердцем. Эта первоначальная вера подготавливает к вере спасающей (Иак.2, 14), сердечной, действенно проявляющейся в жизни и приводящей к совершенству.

Предваряющая благодать приводит, подготавливает обращающегося к оправдывающей благодати. Оправдание благодатию снимает с человека не только осуждение за первородный грех, но и уничтожает личные его грехи, приносит ему освящение, делает праведным. Оправдание и освящение совершаются в таинстве св.крещения. Через крещение и миропомазание раскрывается теснейший союз между Богом и человеком, который является как бы душой всей жизни христианина, основой его дальнейшего совершенства. Епископ Феофан говорит, что с этого союза «начинается полная христианская жизнь».

В крещении подается благодатию Св.Духа внутренняя праведность и действительная святость.

В крещении человек возрождается и получает начало новой духовной жизни; «ветхий наш человек» спогребается, омывается от греховной скверны и возрождается в нового человека благодатию Св.Духа.

«Вера и крещение — два способа спасения», — говорит св.Василий Великий. В крещении сама вера усовершается и поклонение Богу делается истинным. Человек, говорит св.Григорий Нисский, крещением только изводится на свет, т.е. крещением мы только рождаемся, подобно естественному рождению (вот почему в Православной Церкви крещение не повторяется), а дальнейшее проявление благодати зависит уже от нашей свободы, укрепленной верой. После духовного рождения благодать и свобода должны творить уже более целеустремленные плоды для созидания Царства Христова. Человек своей доброй волей привлекает тогда благодать для совершения спасения в тесном смысле, т.е. для охранения приобретенного блага, стремится быть достойным обитания в нем благодати, быть всегда храмом Духа Святого. Человек, по св.Киприану Карфагенскому, старается быть «строителем» и «настоятелем» своей внутренней храмины. Рожденный в крещении уже не от плоти, а от Бога, человек стремится к совершенству, к уподоблению Отцу Небесному. После возрождения в крещении у человека в земной жизни остается еще много работы над собой, т.к. и в возрожденном еще остается наклонность ко греху — остатки «ветхого человека». Преп.Макарий Египетский говорит о состоянии крещенного, что «хотя источник изливает чистую воду, но под ним еще лежит тина». Задача земной жизни человека — истребить эти недостатки. Человек может преуспевать до конца жизни в истреблении их только при помощи дальнейшего действия благодати. Для спасаемого нужно дальнейшее проявление благодати, сохраняющей, возвращающей, укрепляющей и утверждающей в вере и добродетели до конца жизни. «Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» (Иоан. 15, 4–5). Благодать чрез собственные усилия возрожденного человека постепенно проникает совне как бы внутрь человека и обитает в нем. Благодать теперь уже споспешествует возлюбившему блаженный супружеский союз души с Духом Святым. Для духовного роста необходимо проявление веры в жизни. Сердечная вера, а не простое принятие умом истин веры, естественно, сопровождается добрыми делами, которые являются не только следствием веры, но и условием спасения. Вера и добрые дела — это добровольное проявление свободы человека. Чтобы все время хранить себя от падения, необходимо постоянное упражнение в добродетелях. В силу своей свободы человек, до какой бы высоты он не доходил, может пасть или по нерадению или по упорному отречению от благодати, которая, конечно, в последнем случае отходит от него. Если же человек допустит это, по беспечности, немощи, забудет путь совершенства, вознерадит о своем храме душевном и телесном, осквернит его, сделает недостойным для обитания благодати, — она оставляет его храмину, но чрез таинство покаяния и духовный подвиг опять возвращается и может возрастить человека до высокой степени совершенства.

При дальнейшем совершенствовании после возрождения в купели крещения или после покаяния по падении человек вступает во все более теснейший союз своей свободой с благодатию Духа Святого. Тогда человек становится свободным от порабощению греху, страстям, устремленным к горнему. При всем этом необходимо сказать, сто благодать Св.Духа производит все это постепенно, сообразуясь с природой человека. В душе бывает много областей, «не заполненных благодатию» (по словам преп.Макария Египетского, она заполняет вначале «третью часть»), чтобы человек, испытывая и усовершая свою свободу, добровольно привлекал благодать во все тайники своей души, чтобы потом ее хранить, как драгоценнейший дар Божий, как зеницу ока.

Протоиререй Василий СЕМЕНОВ,
г. Екатеринбург

 

В других номерах:

 
Церковь и медицина

Церковь и медицина: новый этап и первые итоги сотрудничества

Долгие десятилетия Православная Церковь в России была практически отлучена от общественной жизни, а тем более от медицины. Законодательство о культах, принятое еще в 1929 году и отмененное лишь несколько лет назад, запрещало Церкви на практике осуществлять принципы христианского милосердия и благотворительности.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс