Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23-24 (79) → Послание епископа Никона к 80-летию восстановления Патриаршества

Послание епископа Никона к 80-летию восстановления Патриаршества

№23-24 (79) / 22 января ‘97

Послания Преосвященного Епископа Никона

Дорогие братья и сестры!

Ныне, в день праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы, Русская Право-славная Церковь торжественно отмечает 80-летие ве-ликого промыслительного и дивного события - восстановления Патриаршества на Руси.Священный Собор Православной Российской Цер-кви 1917–1918 годов принимал это судьбоносное решение под грохот пушек и пулеметов около стен соборной палаты и святого Успенского храма. Но эта начавшаяся смута не только не смогла остановить хотя бы одного заседания, не только не могла ослабить строго церковного направления речей и постановлений, но, напротив, усугубила ревность всех членов Собора о наиболее прочном утверждении Православия и Вселенских устоев жизни церковной на Руси, к числу которых и относится завещанное Вселенским Собором объединение всякой Поместной Церкви под руководством одного пастыря-отца. 10 ноября было принято решение о восстановлении Патриаршества в нашей Церкви, упраздненного Петром Первым. А еще через неделю в храме Христа Спасителя состоялось всеобщее собрание Священного Собора. Иеромонах Смоленской Зосимовой пустыни, старец-затворник Алексий (Соловьев) вынул жребий вступить на Патриарший Престол митрополиту Коломенскому Тихону.

Целый день звонили 4 декабря 1917 года колокола во всех храмах Первопрестольной столицы Москвы и в тех городах, в которые успела прийти весть о предстоящей интронизации избранного и нареченного Патриарха всея России. Было восстановлено древнее благоустроение церковное, которое позволило Русской Православной Церкви выстоять в тяжких испытаниях и гонениях от безбожной власти в течение десятилетий.

Святой Патриарх исповедник Тихон, принимая воз-лагаемую на него великую ответственность говорил:

«Патриаршество восстанавливается на Руси в гроз-ные дни, среди огня и орудийной смертоносной пальбы. Вероятно, и само оно принуждено будет не раз прибегать к мерам запрещения для вразумления непокорных и для восстановления порядка церковного. Но как в древности пророку Илии явился Господь не в буре, че в трусе, не в огне, а в прохладе, в веянии тихого ветерка, так и ныне на наши малодушные укоры: «Господи! Сыны Российские оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники, стреляли по храмам и кремлевским святыням, избивали священников Твоих» — слышится тихое веяние словес Божиих: «Еще семь тысяч мужей не преклонили колена пред со-временным Ваалом и не изменили Богу истинному» (3 Цар. 19. 10, 11, 18).

И Господь как бы говорит мне так: иди и разыщи тех, ради коих еще пока стоит и держится русская земля. Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец поистине жалких. Паси их и для сего возьми жезл сей, жезл благоволения (Зах. 2, 7). С ним потерявшуюся отыщи, угнанную возврати, пораженную перевяжи, больную укрепи, разжиревшую и буйную истреби, паси их по правде (Иез. 34, 16)».

Известно, что святой Патриарх Тихон твердо вступил на этот путь. Он безбоязненно шел путем слу-жения Патриаршего и нес всю тяжесть Церкви в трудные огненные годы. Эти пророческие слова, сказанные им в большом Успенском соборе Кремля, заключают в себе всю ответственность и сложность, всю основную боль Патриархов Московских и всея Руси от того часа и до нынешнего дня.

Возлюбленные мои! Представьте всю многостра-дальную Отчизну нашу, включая и края, ныне имею-щие собственное государственное управление. Представьте множество храмов православных, больших и малых, множество монастырей, часовень и уединенных келий, неведомых миру подвижников. Все это как бы единый российский храм. Множество в нем приделов, много людей, возносящих молитву к Престолу Спасителя нашего. Но эти молитвы о России, прежде чем достичь Господа, как бы собираются воедино, чтобы слиться с неустанной молитвой Перво-стоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Точно так же и всякая боль, всякое гонение, всякое притеснение, с которыми мы сталкиваемся, болью входят в сердце Великого Господина и Отца нашего -Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Ему предстоит быть готовым всякий час дать ответ и за себя, и всех нас, ибо мы, паства его со всеми своими немощами, прегрешениями, ошибками, заблуждениями, нерадением…

Трудно даже понять нам такое ответственное служение церковное, как Патриаршее! Потому каждодневно за Богослужениями, в молитвах священников, монахов и благочестивых мирян звучит прошение о том, кто сердцем своим принимает и радости, и страдания наши: «Спаси, Господи, и помилуй Великого Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха».

Ныне этот тяжкий крест, продолжая дело святите лей Московских, святых митрополитов Московских и всея России Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Святых Патриархов Иова, Ермогена и Тихона, вот уже восьмой год несет Патриарх Московский и всея Руси Алексий К. Он подает нам пример беззаветного служения Матери-Церкви. За последние годы Святейший Патриарх Алексий II посетил 62 епархии в самых различных краях нашей России. Пожалуй, никто из Святейших Патриархов не был так доступен своей паст-ве прямо у нее дома в ее родных храмах. Сотни тысяч наших братьев и сестер могли принять его Патриаршее благословение, молиться вместе с ним.

А каким отеческим проявлением заботы Святейшего Патриарха было направление к нам чудотворного обра-за святителя Николая, архиепископа Мирликийского! Все вы, дорогие братья и сестры, помните, как люди шли излить свою душу перед этой святыней, помните чудеса, явленные по вере вашей.

К великому сожалению, то, что сделано под руководством Святейшего Патриарха Алексия Я, средства массовой информации стремятся замолчать или оболгать. Но именно его трудами возродился на Красной площади собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Почти всякий православный человек, приезжая в Москву, прежде всех дел приходит помолиться в часовню Иверской иконы Божией Матери, и многие уже не представляют себе, что совсем недавно этой часовни не было, что именно этот образ совсем недавно написан на Святой Горе Афон. Наконец, нельзя без умиления думать о том, что в канун 80-летия восстановления Патриаршества вновь вознесся над Москвой Храм Христа Спасителя. Под благодатным Патриаршим управлением Русская Православная Церковь достигла многого, и это, конечно, далеко не всем нравится.

Мы видим, как ради сиюминутной выгоды некоторые темные силы стремятся расколоть единство Церкви. Старец Патриарх так говорит об этом: «На всех нас лежит долг сохранения единства Церкви Христовой. В этом наша сила и наше будущее. И если кто-то пытается разде-лить, разорвать хитон Церкви Христовой, то он преследует цель — ослабить Церковь. А когда она разделена, ее легче побороть. Поэтому, сохраняя единство Церкви, мы сохраняем нашу православную веру на нашей многострадальной земле».

Как можем выполнить мы этот завет? Только единст-вом паствы вокруг священников, священников и мирян - вокруг Правящих Архиереев, поверенных Святейшего Патриарха, и всех вместе — вокруг Его Святейшества. Увы, нам, если мы не делаем этого!

Да понимаем ли мы вообще значение великого собы-тия в жизни Матери-Церкви, 80-летие которого происходит ныне? Вспоминаем ли мы о нем? Мы помним майские праздники — 1 и 2 мая, мы не забудем о 8 Марта, о каком-нибудь другом событии, но день, когда наша Мать-Церковь вернулась под каноническое Патриаршее уп-равление, когда Господь даровал России отца духовно-го, печальника и заступника, мы, к сожалению, или не вспоминаем, или вообще не знаем. А если знаем, то как-то отодвигаем его на второй план по сравнению с другими важными датами.

А от чего так происходит? От того, что тлетворный дух последнего времени, времени все большего отступле-ния от Бога, времени явной измены вере отеческой, православной, достиг и нас. Задумайтесь, возлюбленные мои, люди, далекие от Церкви, оставили нам воспоминание о том, как они наблюдали первый Патриарший Крестный ход в Москве. По словам этих очевидцев, документально закрепленным, они с насмешкой и даже с издевками смотрели на проносимые мимо десятки хоругвей и святых икон. Но когда мимо них»лроходил Святейший Патриарх исповедник Тихон, руки сами потянулись к головам, чтобы вынуть папиросу, чтобы снять шапку, а у иных — и чтобы осенить себя крестным знамением. Такова была сила любви народа православного, что даже чуждые этому чувству люди не могли продолжать глумления и насмешки, а потом, спустя десятилетия, не смогли скрыть своих чувств, тогда пережитых.

Мы же с вами так просто, а иной раз с непростительным легкомыслием, относимся к своему Отцу-Патриарху.

К сожалению, некоторые по немощи духовной вместо того, чтобы вслушиваться в слова Первосвятителя Русской Православной Церкви, читают подлые и лжи-вые статьи, авторы которых стремятся внести шат-кость веры в умы, горечь в сердца, раздор и всякую скверну в жизнь. Эти злые деятели не могут прими-риться с тем, что Русская Православная Церковь, Святейший Патриарх продолжают оставаться нравственным авторитетом для россиян без различия их политических и религиозных убеждений. Мы же, называющие себя православными, подобны малым неразумным детям, которые слишком привыкли к оберегающим и защищающим рукам отца до такой степени, что по неразумности своей торопимся оттолкнуть их. И только падение вразумляет нас, дает понять, как мы нуждаемся в этой опоре.

Нам надо быть по-настоящему православными людь-ми, такими, какими хочет видеть нас наш общий духовный отец. Он наставляет нас:

«Я хочу напомнить вам слова апостола Павла, кото-рый говорит: «Братия, стойте в вере, мужайтесь, укрепляйтесь». Апостол призывает нас стоять в вере святой православной, хранить ее, беречь, как драго-ценное сокровище, которое дает нам и мужество, и силы в несении нашего жизненного креста. У каждо-го из нас есть свой жизненный крест, который мы должны нести, взирая на Божественного Крестоносца — Спасителя нашего. Апостол заповедал нам умножать любовь Христову. Если мы будем помогать нашим ближним, то найдутся люди, которые и нам помогут нести наш жизненный крест. Дела милосердия, сострадания, благотворительности. Христовой любви должны освящать нашу жизнь». Возлюбленные чада мои! Вознесем теплую молитву ныне прославляемым в лике святых — святителям Московским святым митрополитам Московским и всея Руси Петру, Алексию, Ионе, Макарию, Филиппу, Святым Патриархам Иову, Ермогену и Тихону, которые возглавляли нашу Церковь и несли на своих плечах всю тяжесть Патриаршего Первосвятительского служения Богу и людям. Помянем тех старцев Патриархов, которые духом, сугубой молитвой, твердостью веры подавали пример у многоделания на ниве Христовой Архиереям и священникам, наставлявшим наших прадедов и дедов, наших отцов и матерей. И нам, ныне живущим, служат они благим примером.

Вознесем молитвы о тех, кого мы помним — о ныне почивших в Бозе Святейших Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Они переживали гонения, видели скорбь и унижение, были в ссылках и заточениях. Но сила любви не оставляла их сердец, а наоборот, укрепляла в Патриаршем служении и воздвигала их возносить молитвы не только об истинных сынах Церкви, но и о тех, кто по легкомыслию и немощи человеческой оставил свою Мать-Церковь. Они не ожесточились по отношению к своим гонителям и подвигом жизни старались донести до всех слово Божие, Вечная память этим старцам-Патриархам, при которых никогда не обрывалась духовная нить, прочная связь между святителями Московскими, древнерусскими Патриархами и Патриархами нашего многотрудного времени.

Как никогда прочна эта духовная связь и ныне, при Первосвятительском служении нашего Великого Господина и Отца, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Н. И наша сыновняя обязанность постоянно памятовать об этом, следуя завету апостольскому: «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие» (Евр. 13, 7).

В этот радостный и высокоторжественный день для всей земли Российской вознесем теплые молитвы о Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, Великом Господине и Отце нашем, о даровании ему сил, помощи Божией и всяческого благополучия в служении его на благо Матери-Церкви и всех нас. Да будет он на многая, многая, многая лета оплотом церковного единства и веры отеческой. Да будем мы и дети наши, и внуки наши, и правнуки до скончания века верны Престолу Патриархов Московских, Промыслом Божиим восстановленным в России нас ради и нашего ради спасения. С Божиим благословением епископ Екатеринбургский и Верхотурский Введение во храм Пресвятой Богородицы 1997 год. 80-летие восстановления Патриаршества.

 
Церковь и медицина

Пост с точки зрения врача

В ЕВАНГЕЛИИ от апостола Марка рассказано об отношении Господа: Иисуса Христа к посту. «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? — говорил Спаситель ученикам Иоанновым и фарисейским.

 
Екатеринбургская епархия

Александро-Невский храм г. Красноуфимска

Дивный храм, как светильник над нами,Он над городом словно парит,Он давно без крестов куполами Кротко в Божии очи глядит. Храм, людскими слезами омытый, Излучает молитвы тепло. Не пока он, как голубь подбитый, Только правое поднял крыло…

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс