
Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Ребенка с проблемным, явно болезненным поведением можно встретить где угодно - в магазине, в транспорте, на детской площадке или в школьном классе. И хотя уже никого не удивляет существование особых детей, например, с аутизмом и отставанием в развитии, спектр претензий к родителям таких детей выражается в вопросе: «Вы его лечите?» Православная служба милосердия в Екатеринбурге регулярно проводит на своем сайте сборы в пользу особых детей, и в тексте нередко попадается словосочетание «АВА-терапия». Что это такое, кому назначают АВА-терапию и как это работает – в Службе милосердия разбирались вместе с экспертом Анастасией Ситниковой.
Анастасия Максимовна Ситникова - клинический психолог, патопсихолог, АВА-терапист. Работает в центре поведенческой терапии, специализируется на помощи детям с различными психическими отклонениями. АВА-терапия – научный и на данный момент самый эффективный подход в работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), умственную, речевую и моторную отсталость, поведенческие проблемы и проблемы с обучением. Это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях. Анастасия рассказала: особенность АВА-терапии заключается в том, что ребенку нужно освоить новые навыки в созданных специально для него мотивационных условиях. И эта среда создается под каждого конкретного ребенка. Поэтому в начале работы специалист выявляет не только уровень его психического развития, особенности поведения, но и необходимые ему поощрения. Для этого нужно определить сферу интересов ребенка, чтобы понять, что он воспринимает как поощрение и ради чего он будет готов менять привычный способ реагирования на ситуацию. А уже после этого специалист подбирает программу, с помощью которой ребенок будет усваивать жизненно необходимые навыки.
Поощрением может быть сенсорное переживание (например, приятное прикосновение, раскачивание в качелях, щекотка, поглаживание) или еда, но в конечном итоге сам педагог должен стать «поощрением» - посредством использования значимых для конкретного ребенка поощрений. Родителям особых детей тоже приходится ежедневно учиться - периодически присутствовать на реабилитационных занятиях, для того, чтобы интегрировать полезные навыки в повседневную жизнь. Это помогает им эффективно работать с поведением в домашних условиях, а также обучать ребенка дома. Но реабилитация – это только часть жизни ребенка. Выйдя из кабинета специалиста, он должен закреплять и отрабатывать полученные навыки. Поэтому важно, чтобы родитель унес в свою обычную жизнь какие-то новые для него приемы. Особенно важно учиться вместе, когда ребенок только осваивает способ коммуникации. В таких случаях АВА-терапист использует специальные карточки, и родитель должен знать, как ими пользоваться.
Анастасия рассказала также, на что нужно обратить внимание при наблюдении за своим ребенком, если диагноз еще не поставлен, но есть смутное беспокойство, что «что-то не так». Такими признаками могут быть отсутствие взаимодействие со взрослым, отсутствие развития речи, значительное отставание развития по сравнению со сверстниками, отсутствие развития игровой деятельности (как вариант, равнодушие к игре со сверстниками, когда ребенок предпочитает необычно взаимодействовать с игрушкой, прикасаться к ней, нюхать ее, использовать не по назначению), отсутствие сюжетно-ролевых игр. Должны насторожить эмоциональные всплески, неадекватность эмоциональных реакций ситуации, когда это регулярно мешает повседневному распорядку. Обратить внимание нужно и на стереотипии в поведении (звуки, покачивания, повторяющиеся жесты и т.д.).
Главная цель специалиста в работе с такими детьми - не сделать кого-то здоровым, а научить ребенка самым обычным навыкам: ходить в туалет, чистить зубы, одеваться, есть с помощью столовых приборов, говорить о своих потребностях, просить о помощи, говорить о своих потребностях, успешно обучаться новому, регулировать свою деятельность от начала до конца задания, слушать инструкцию взрослого и выполнять ее. «Решая эти конкретные задачи, делая маленькие шаги, мы движемся к цели – помогаем ребенку социализироваться», - говорит Анастасия. Она подчеркивает: выработка и закрепление желательного поведения происходит не для того, чтобы родителю было удобно со своим особым ребенком, а для того, чтобы этот навык пригодился самому ребенку. Ведь родитель не всегда будет рядом, когда-то ребенку придется действовать самостоятельно, вот тут-то и придут на помощь конкретные навыки.