Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

 

Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения

Рождественское послание митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Евгения всечестному духовенству, преподобному монашеству и боголюбивой пастве Екатеринбургской митрополии.

Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры!

В священном трепете встречая пришедшего в мир Христа Богомладенца, радуясь о чуде Боговоплощения, я с любовью несу ко всем вам поздравление с этим великим торжеством и восклицаю со всей Церковью: Христос родился, будем же Его славить! Христос приклоняет Небеса и приходит к нам, встретим Его с ликованием!

Кажется, что по-другому и нельзя встречать Спасителя мира. Но евангелист Иоанн со скорбью пишет, что Христос «пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Как горько замечает святитель Василий Великий: «Что же нам с тобой делать, человек? Ты не искал Бога, пока Он пребывал в вышине. Но даже когда Он сходит к тебе и беседует с тобой посредством плоти, ты все равно Его не принимаешь».

Как трудно даже тому народу, который Господь с любовью тысячелетиями взращивал и охранял среди всех несправедливостей мира, и тем, кого вывел с великими чудесами из рабства к свободе, увидеть великое – в смирении, подлинное богатство – в бедности и силу Божию, совершаемую в немощи. Потому что у всех современников Рождества Христова перед глазами стоял другой человек, который не был причастен Истинному Богу, но сам себя считал земным богом, строил в честь себя великолепные храмы, принимал поклонение, чьим статуям возносился дым фимиама, а его изображения были священны. Это император Август. Никому в то время его амбиции не казались смешными, потому что притязания на величие имели свои весомые доказательства. Есть критерий, который и сейчас для многих земных людей является основным для определения положения человека в обществе и судьбах мира – это богатство и сопряжённая с ним власть.

Для любителей цифр достаточно сказать, что совокупное состояние двадцати самых богатых наших современников – это лишь половина личного состояния императора Августа. Если многие нынешние богачи стали богатыми от близости государственных денег, то император Август, напротив, часто содержал государственную и военную машины империи из своих личных средств. Он думал, что владеет землёй. Но это земля владела им и приняла его прах, как и миллионов людей, живших до него и пришедших следом.

Император Август думал, что принес людям долгожданный мир. Отчасти так и было. В древнем Риме был обычай во время войны держать ворота храма Януса открытыми, а во время мира – ворота храма закрывать. Храм Януса почти никогда не закрывался. Лишь один император закрыл их трижды – миротворец Август.

Но отсутствие войны ещё не означает мира. Подлинный мир на землю принёс Христос, как об этом воспели Ангелы: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир». Христов мир не закрыл двери храма, а открыл настежь врата во Святая Святых и обрадовал всех верующих во Христа удивительным благословением: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2: 9). Люди изменчивы, и мир между людьми непостоянен. Мир с Вечным и Неизменным Богом – это мир навсегда. Стяжавший дух мирен спас не только свою душу, но и тысячи душ вокруг, как об этом свидетельствует опыт наших великих святых.

Именно в этом мирном духе Рождества, воспетом Ангелами, созерцаемом пастухами, прославленном волхвами, содержится корень того, что мирские люди называют счастьем. Секрет его и прост и сложен. Наша почитаемая святая, преподобномученица великая княгиня Елисавета писала: «Настоящее счастье – то, которое ни люди, ни события не могут похитить. Ты его найдёшь в жизни души и отдании себя. Постарайся сделать счастливым тех, кто рядом с тобой, и ты сам будешь счастлив».

Нелегко на деле воплотить этот призыв. Но большое дело слагается из множества малых. Когда на поле брани идёт борьба, всегда есть пострадавшие, кому нужна наша помощь – и материальной поддержкой, но и не менее важной помощью сердечной. Израненные души нуждаются в молитве, озлобленные – в примирении, отчаявшиеся – в ободрении, а все вместе – в любви. И сегодня мы черпаем любовь к ближнему из Вифлеемского вертепа, где лежит Младенец – воплотившийся Бог, совершенная Любовь, ставшая осязаемой.

Нам очень важно принять в свои души радость Рождества Христова, сохранить её, а потом передать тем, кто придет после нас. Не зимнего праздника, не сезонной распродажи, не дня детских подарков и горнолыжных курортов, а благоговейного и святого Христова Рождества, таинственного и непостижимого Боговоплощения.

Незаметно, тихо-тихо, как бы стесняясь, но последовательно и упорно, у нас хотят украсть Рождество Христово и радость о Господе. Стыдливо затирают кресты на изображениях храмов и даже государственной символике, хотя стыдиться нужно не креста, а своего безродства и беспамятства. Как заклинание повторяют мысль о том, что Россия – «многонациональная и многоконфессиональная». И кто бы с этим спорил, если бы на практике эта формула не превращалась в попытку переформатировать наше Отечество в безнациональное и безконфессиональное. А ответственность за сохранение Рождественского чуда в нашей прекрасной Матушке-России лежит на нас. Ещё более ста лет назад святой праведный Иоанн Кронштадтский с болью предупреждал: «Не в нас ли кроется причина всех этих безобразий, бедствий, несчастий, одно за другим поражающих нас? Да, эта причина в нас. Россия забыла Бога спасающего, утратила веру в Него, оставила закон Божий, поработила себя всяким страстям, обоготворила слепой разум человеческий; вместо воли Божией – премудрой, святой, праведной – поставила призрак свободы греховной, широко распахнула двери всякому произволу, и оттого неизмеримо бедствует, терпит посрамление всего света: достойное возмездие за свою гордость, за свою спячку, бездействие, продажность, холодность к Церкви Божией. Бог карает нас за грехи. Владычица не посылает нам руку помощи. Только Церковь Божия на земле обладает всегдашним миром и будет обладать им до скончания века, а мир прелюбодейный и грешный, отступивший от Бога и Его праведных законов, мятется и будет до конца своего смущаться от своих заблуждений, от своих всезаразительных и пагубных страстей, от бесчеловечных браней и внутренних крамол, от своего безумия».

Во дни лютые брани, которая идёт ныне против нашей Святой Руси, когда каждый день проливается живая и горячая кровь наших славных сыновей, недостаточно лишь поздравлять друг друга с праздниками. Пока мы будем поздравлять друг друга с Рождеством, мы можем остаться без Родины, если будем беспечны к укреплению её духа. С Рождеством Христовым надо не только поздравлять, но и реально жить Рождеством, отвечать Богомладенцу Христу бережной и нежной любовью, а не попыткой стереть Его, как царь Ирод.

Вот на небе воссияла для тебя, человек, Вифлеемская звезда. Иди за ней ко Христу! Припади к Его колыбели! Но не дерзни прийти к рождённому Царю с пустыми руками. Неси к Нему золото добрых дел, ладан молитв, смирну милосердия. Сохрани в сердце преданность Господу, чтобы никто и никогда не смог забрать у тебя радости Рождества Христова, стыдливо размыв в кадре всё, что может о Нём напомнить. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38).

Пусть же никого из нас не постыдится Христос, несущий нам сегодня Свою благодать, любовь и доверие. И пусть чудо Христова Рождества никогда не прекратится на нашей Святой Руси! Милость же Богомладенца Христа да пребывает со всеми нами до скончания века!

Божией милостию, смиренный ЕВГЕНИЙ,
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский.
Рождество Христово, 2025 г.